Подготовка и раскрой стеклоткани,
приготовление связывающих, порядок оклейки корпуса
Подготовка и раскрой стекло т к а н и. Для уменьшения
пылеобразования, при изготовлении стеклоткань смачивают особым маслом,
масляной эмульсией или парафиновым раствором. Для обеспечения лучшей
пропитки ткани связующим при оклеивании корпуса, этот замасливатель
необходимо удалить. Парафиновый замасливатель удаляют бензином. Другие
виды замасливателей снимают уайт-спиритом или ацетоном, с соблюдением
всех мер предосторожности и правил техники безопасности. Промытую ткань
следует просушить в течение 2-4 час, лучше всего на сквозняке.
Раскраивая ткань, надо стремиться отрезать куски, равные длине корпуса.
Желательно, чтобы полосы, укладываемые вдоль киля и ватерлинии, не имели
стыков: на кромке стыка при ударе о препятствие материал может задраться
и отслоиться на значительном расстоянии; целое же полотно в этом случае
прорвется. При раскрое ткани необходимо давать припуск по тем кромкам,
которые будут ложиться внакрой.
Для получения нужной длины можно сшивать куски ткани, стараясь, чтобы
шов не приходился на наиболее полную, миделевую часть корпуса. При
сшивании кромки ткани подгибать не следует, нитки можно употреблять
льняные, пропитанные олифой, или стеклянные, выдернутые из кромки
полотнища. Сшивать полотнища по продольным кромкам не рекомендуется, во
избежание образования складок и перекосов из-за неравномерного натяжения
нити в каждой полосе ткани.
Работая со стеклотканью, нужно надевать защитные очки, чтобы в глаза не
попадали частицы стекловолокна, а на лицо - марлевую повязку или
респиратор для защиты органов дыхания. Помещение, где производятся
работы, необходимо постоянно вентилировать, а лучше, если позволяет
температура, работать на открытом воздухе.
Приготовление связующих. Связующие следует готовить в количестве,
которое может быть израсходовано за 1,5-2 час работы. Готовят связующее
в эмалированной посуде. Использовать медную, латунную или гуммированную
посуду нельзя, так как эти материалы могут отрицательно повлиять на его
отверждение.
Компоненты связующего смешивают в определенной последовательности. Если
предстоит оклеивать вертикальные борта или днище катера, стоящего килем
вниз, то за несколько
часов до начала оклейки в смолу порциями вводят, при тщательном
перемешивании, приготовленную дозу тиксотропного наполнителя - белой
сажи марок У-333 или А-5-7% от веса смолы либо аэросила- 1-1,5%.
Наполнитель повышает вязкость смолы, предотвращает подтеки связующего.
Через 2 час смолу с введенным наполнителем еще раз тщательно
перемешивают.
Перед началом оклейки отвешивают необходимое количество смолы и отдельно
ускоритель и инициатор. Для полиэфирных смол марок ПН-1 - ПН-3
инициатором служит гипериз (гидроперекись изопропилбензола), который
добавляется в количестве 3 вес. ч. на 100 вес. ч. смолы. Смола с
гиперизом затвердевает в течение нескольких часов; для ускорения
процесса в нее добавляют ускоритель - нафтенат кобальта (10%-ный раствор
в стироле) - 8 вес. ч. Сначала вводят ускоритель и только после хорошего
(в течение 10-15 мин) перемешивания - гипериз. Состав снова хорошо
перемешивают. Ускоритель и инициатор не должны соединяться
непосредственно, так как при этом может произойти взрыв.
При использовании эпоксидных смол ЭД-5 и ЭД-6 в смолу добавляют
дибутилфталат - 15 вес. ч. на 100 вес. ч. смолы, с которым она может
храниться длительное время. Ускорителем служит полиэтиленполиамин (10
вес. ч.), который вводят непосредственно перед оклейкой корпуса. При
смешивании связующего с полиэтиленполиамином выделяется тепло, и
вследствие этого смесь может быстро отвердеть. Поэтому ускоритель
рекомендуется вводить частями, при хорошем перемешивании.
Если оклейка ведется при температуре ниже + 18° С, в связующее можно
ввести соускоритель - диметиланилин в количестве 0,025- 0,1 % от веса
смолы. Он резко ускоряет желати-низацию смолы.
Работать нужно в резиновых или "биологических" перчатках (употребляя
мази Селис-ского, ХИОТ-6). После окончания оклейки следует обмыть руки и
лицо горячей водой с мылом и смазать вазелином.
Порядок оклейки корпуса. Перед работой надо приготовить инструменты:
острый нож, портновские ножницы для раскроя ткани, торцовые кисти,
шпатели, ролик для прикатки ткани и эмалированную посуду.
Обработанная поверхность наружной обшивки грунтуется тонким слоем
связующего, приготовленного без тиксотропного наполнителя. Размер
участка определяется так, чтобы его можно было оклеить не более чем за
час-пол тора.
Через 30 мин после грунтовки наносится еще один слой связующего (если
необходимо с тиксотропным наполнителем), и сразу же
на него укладывается первый слой стеклоткани, который тщательно
разглаживается, простукивается торцовыми кистями от середины полотнища к
краям до полного удаления воздушных пузырей и достижения равномерной его
пропитки. Аналогично укладываются последующие слои до получения
защитного слоя нужной толщины. Ориентировочно можно сказать, что четыре
слоя стеклосетки образуют защитное покрытие толщиной 1-1,5 мм. Толстая
стеклоткань создает достаточную защиту корпуса в один-два слоя.
Обычно оклейку корпуса ведут сверху вниз, т. е. от борта к килю.
Первый слой должен перекрывать на 50-70 мм скуловой брус, заходя на
днище, и на такую же величину - палубу. Последующие слои должны ложиться
так, чтобы перекрой по краям ткани был не менее 20-30 мм. Наиболее
уязвимые места корпуса, например скулу, соединение борта с палубой,
целесообразно защитить дополнительным слоем стеклоткани, наклеив полосу
шириной 50-100 мм на основной слой.
При оклеивании днища перекрывают нижнюю часть бортовой оклейки;
аналогично поступают при оклейке палубы, транца и форштевня. Нижние
кромки днищевых полотнищ на 20-30 мм выводят на наружный брусковый киль
(если он имеется), но полностью его обычно не оклеивают. Кромки ткани на
деревянном киле и на форштевне лучше всего заделать рейкой с
металлической накладкой. Оклейку нужно вести непрерывно до получения
защитного слоя нужной толщины, иначе связующее отвердеет, и для
продолжения работы поверхность придется зачищать.
Если приходится оклеивать днище в потолочном положении, стеклоткань
предварительно пропитывают связующим на столах. После пропитки,
полотнища наматывают на круглые стержни диаметром около 70 мм, и не
позднее чем через 30-40 мин их разматывают и укладывают на корпус,
пробивая образовавшиеся пузыри торцовыми кистями и прокатывая ткань
валиками.
Изнутри корпус обычно не оклеивают; достаточно обшивку и набор покрыть
слоем связующего.
Для оклейки корпуса, обшитого бакелизированной фанерой, следует
применять связующее на основе эпоксидных смол, так как полиэфирные
связующие в этом случае не обеспечивают достаточно прочного сцепления.
При оклейке клепаных корпусов рекомендуется сначала приклеить полосы
стеклоткани по всем заклепочным швам.
Пока клей еще окончательно не высох, выполняют "мокрую шпаклевку".
Неровности (риски, наплывы клея) сглаживают, смачивая
растворителем. Нередко приходится применять шпаклевку и после того, как
стеклопластик отвердеет. Для шпаклевки применяют тот же клей, которым
наклеивают ткань, с добавлением наполнителя - кварцевого песка или
маршаллита (мел и цемент применять не рекомендуется). Шпаклеванную
поверхность выравнивают и сразу же обтирают тампоном, смоченным в
растворителе.
После того как шпаклевка высохнет, можно приступить к подготовке корпуса
под окраску - устранить глянец стеклянной шкуркой. К матовой поверхности
гораздо лучше прилипает краска, особенно эмаль.