поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Использование тепловозов на
промышленном транспорте
Обслуживание тепловозов одним машинистом
На железных дорогах общего пользования обслуживание
маневровых тепловозов одним машинистом начали применять с середины
шестидесятых годов. Теперь уже большая часть маневровых, вывозных и
передаточных тепловозов на сети железных дорог обслуживается одним
машинистом.
На всех дорогах, где перешли на такое обслуживание тепловозов, действуют
специальные общие и местные инструкции. В них регламентированы условия
труда, взаимодействия машиниста и составителя, порядок действия
машиниста в необычных условиях (недомогание, плохая видимость и т. д.).
На некоторых станциях установлен порядок, когда составитель выполняет
обязанности помощника машиниста. Так, если возникает необходимость
выезда на перегон, он садится на тепловоз и помогает машинисту наблюдать
за сигналами и свободностыо пути. Для этого составителей специально
обучают элементарным приемам торможения поезда, остановки тепловоза и
дизеля на случай потери машинистом способности управлять тепловозом.
При обслуживании тепловозов в одно лицо широкое применение нашла
маневровая радиосвязь; для чего составитель получает портативную
радиостанцию типа "Тюльпан". Все машинисты перед вступлением на
дежурство проходят медицинский осмотр.
В необходимых случаях машинистам, работающим на маневрах в одно лицо;
для снятия нервно-эмоционального напряжения, гигиенических потребностей,
приема пищи предусматривают технологические перерывы продолжительностью
15-20 мин.
В качестве общего критерия с медицинской стороны Всесоюзный
научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ)
рекомендовал для железных дорог переход на работу маневровых тепловозов
с обслуживанием в одно лицо на станциях, где суммарное время
технологических перерывов длительностью более 3 мин составляет не менее
25% времени смены, а где это время меньше - не менее 3 перерывов по 10
мин и более.
Производство технического обслуживания ТО-1 (технического осмотра)
осуществляется, как правило, двумя машинистами в основном во время их
смены на станционных путях и частично (действующим машинистом) во время
технологических простоев. На ряде дорог установлен порядок, при котором
во время выполнения ТО-1 машинист, сдающий тепловоз, осматривает
агрегаты и узлы, производит уборку дизельного помещения и кабины
тепловоза, а машинист, принимающий тепловоз, осматривает экипажную
часть; рычажную передачу тормоза, автотормозное оборудование,
автосцепки, проверяет действие автотормозов, устройств связи и
сигнализации, контролирует наличие топлива, воды, смазки.
Техническое обслуживание ТО-2 (профилактический осмотр) выполняется
бригадами слесарей в пунктах технического обслуживания (ПТО) локомотивов
или разъездными бригадами слесарей по месту работы тепловозов, куда они
прибывают по графику с экипировочным поездом или с передвижной
автомастерской.
Для ориентировки и ознакомления с опытом МПС в качестве примера в
приложении 3 приведена Общая инструкция по организации обслуживания
одним машинистом тепловозов, занятых на маневровой работе, в вывозном и
передаточном движении, действующая на одной из железных дорог.
На промышленном транспорте обслуживание маневровых тепловозов одним
машинистом началось сначала на маломощных тепловозах (ТГК; ТГК2) без
дополнительного оборудования кабины. Затем все шире и шире опыт
обслуживания тепловозов одним машинистом стал распространяться и на все
более мощные тепловозы, которые пришлось оборудовать вторым пультом
управления (см. гл. I).
На промышленных предприятиях разных отраслей и даже среди предприятий
одной отрасли по-разному подошли к организации обслуживания маневровых и
вывозных тепловозов одним машинистом; или, как стали называть этот опыт,
сокращенными локомотиво-составительскими бригадами. В зависимости от
местных условий на предприятиях метод обслуживания маневровых (вывозных)
тепловозов осуществляется в двух основных вариантах:, обслуживание
тепловозов одним машинистом (без помощника), но с составителем или
машинистом и помощником машиниста без составителя. В первом случае на
составителя возлагаются некоторые обязанности помощника машиниста, а
во-втором, наоборот, помощник машиниста выполняет основные функции
составителя.
Из крупных предприятий одним из первых обслуживание тепловозов
сокращенными бригадами (в составе машиниста и составителя) внедрил
Челябинский металлургический завод. Успешному освоению работы тепловозов
без помощников машиниста послужила большая организационно-техническая
подготовка, проведенная на заводе. Наряду с разработкой дополнительных
устройств в кабине тепловозов на Челябинском заводе были осуществлены
интересные исследования занятости машиниста и его помощника при
управлении локомотивом и его обслуживании, при приемке и передаче
сигналов, а также безопасности движения и личной безопасности персонала.
В результате научной обработки данных наблюдений за 5-летний срок
(1968-1973 гг.) пришли к выводу, что работоспособность и бдительность
машиниста поддерживаются и контролируются достаточным количеством
факторов, обеспечивающих безопасное производство маневровой работы на
предприятии. На Донецком металлургическом заводе; где маневровые и
вывозные тепловозы обслуживаются машинистом и помощником машиниста без
составителя, ряд функций возложили на работников других служб и цехов
(например, ограждение сигналами хвостовых вагонов производится
осмотрщиками, открытие и закрытие ворот - работниками данного цеха). Для
обучения помощников машиниста профессии составителя организованы курсы
по 60-часовой программе. Тепловозы, обслуживающие маневры без
составителя, оборудованы двусторонней радиосвязью. На вывозных
тепловозах установлены радиостанции типа ЖР-5 для связи машиниста с
диспетчером, а на маневровых - радиостанции типа "Кактус". Помощникам
машинистов выдаются переносные радиостанции типа "Ласточка".
По-разному на промышленном транспорте решается вопрос организации
технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2). На предприятиях, где ТО-1
выполняется совместно двумя машинистами (принимающим и сдающим), при
смене увеличивают время на обслуживание до 45-60 мин. На других, не
увеличивая время (30 мин) оставляют (в помощь машинистам) одного
помощника на несколько тепловозов. На предприятиях со значительным
парком маневровых тепловозов создают пункты технического обслуживания
(НТО).
Техническое обслуживание ТО-2; как правило; совмещается с экипировкой
тепловоза. На Макеевском металлургическом заводе, где большая часть
тепловозов на маневрах работает без помощника машиниста, а на вывозке -
без составителя, за машинистом из обязанностей помощника оставили только
обтирку тепловоза. Для выполнения всех других обязанностей помощника
созданы дежурные бригады из машинистов и йомощников (работают по 12 ч -
в основном в дневное время). На эти бригады возложено: снабжение
тепловозов на экипировочном пункте и участках, устранение мелких
неисправностей, возникших во время эксплуатации: смена тормозных
колодок, смазка частей тепловоза, доливка дистиллированной воды в
аккумуляторные батареи, очистка клемм электрооборудования, смена
электропневматических вентилей, фильтров, пластин компрессора, клиновых
ремней и др. Кроме того, в обязанность дежурных бригад входит
кратковременная подмена машинистов.
Для перехода предприятия или его отдельных участков на обслуживание
тепловозов одним машинистом и сокращенными локомо-тиво-составительскими
бригадами руководитель предприятия издает приказ и утверждает местную
инструкцию. В ней четко указываются обязанности машиниста, помощника нли
составителя и устанавливается порядок маневровой работы для конкретных
условий района или станции, а также излагаются все другие требования,
обеспечивающие производительную и безопасную работу тепловозов на
предприятии. Переход на обслуживание тепловозов сокращенными
локомотиво-составительскими бригадами осуществляется по согласованию с
техническим инспектором профсоюза рабочих отрасли и комитетом профсоюза
предприятия.
Лунинский метод технического обслуживания тепловозов. Накануне зимы
1940-1941 гг. передовой машинист депо Новосибирск Николай Александрович
Лунин обратился через газету "Гудок" ко всем паровозникам
железнодорожного транспорта с призывом улучшить уход за паровозами,
расширить перечень служебного ремонта; обязательного для паровозных
бригад; и тем самым свести к минимуму объем промывочного ремонта
паровозов. Эта замечательная инициатива быстро нашла горячий отклик и
поддержку паровозников всех дорог сети. Большую роль сыграло лунинское
движение в условиях напряженной работы железнодорожного транспорта в
период Великой Отечественной войны.
На железных дорогах в последние годы возрождается лунинское движение
среди локомотивных бригад тепловозов и электровозов. При этом применение
лунинского метода организуется исходя из современных условий
эксплуатации локомотиво*.
На промышленном транспорте, где все тепловозы обслуживаются
прикрепленными бригадами, лунинский метод может найти тем более широкое
распространение, особенно на тепловозах, которые по местным условиям
эксплуатации не могут быть переведены на обслуживание одним машинистом.
Сущность этого метода состоит в том, что машинисты и помощники
машинистов добровольно берут на себя обязательства по поддержанию
прикрепленных тепловозов в технически исправном состоянии,
обеспечивающем их эффективную работу в эксплуатации. При этом
значительно расширяется объем технического обслуживания ТО-1 (служебный
ремонт), что в свою очередь ведет к сокращению объема ремонтных работ
при ТО-2 и ТО-3. Обычно между прикрепленными к тепловозу машинистами и
их помощниками закрепляют определенные узлы тепловоза, за которыми
каждый из них следит в эксплуатации и постоянно обеспечивает их
исправное состояние. Помимо этого, в некоторых депо железных дорог и
промышленных предприятий тепловозные бригады участвуют в производстве
технического обслуживания ТО-3 и даже текущих ремонтов своего тепловоза.
Как только тепловоз поставят в ремонтное стойло депо, все машинисты и их
помощники (или одни машинисты - при обслуживании в одно лицо) включаются
в работу ремонтных бригад. Каждый осматривает "свой" (т. е. закрепленный
за ним) узел, помогая слесарям быстрее выполнить необходимые работы, и в
дальнейшем несет персональную ответственность за исправную службу
"своего" узла.
Для успешного внедрения лунинского метода обслуживания тепловозов на
каждом локомотиве пополняют запас необходимых инструментов; материалов и
сменяемых деталей.