поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Производим обмен текстовыми ссылками
Статистика
Сборка двигателя автомобиля ВАЗ
На обмытом и очищенном блоке цилиндров закрепить кронштейны
Аг.22205/11R, установить блок на стенд Аг.22204 и завернуть
отсутствующие шпильки.
Установить в цилиндры поршни с шатунами и кольцами в сборе, для чего:
установить блок цилиндрами вверх; смазать маслом для двигателя
поверхности цилиндров и поршней; с помощью втулки А.60604 (рис. 111), а
у двигателя 21011 с помощью втулки 02.7854.9500 (аналогичной втулке
А.60604) вставить в цилиндры поршни с шатунами, подобранные и собранные
в соответствии с указаниями раздела <Поршни и шатуны>. Метка <П> на
поршнях должна быть обращена в сторону передней части двигателя.
Примечание. Набор втулок А.60604 (табл. 6) и 02.7854.9500 для обжима
поршневых колец во время установки поршней в цилиндры включает в себя
четыре втулки (каждый комплект) - одна для поршней номинального размера
и три для увеличенного ремонтного размера поршней (у двигателей 2101 и
2103 на 0,2-0,4-0,6 мм, а у двигателя 21011 на 0,4-0,7-1,0 мм). Поэтому
необходимо выбрать втулку, пригодную для данного размера
устанавливаемого поршня.
Рис. 111. Втулки для установки поршней в цилиндр
Установить корпус маслоотделителя вентиляции картера
в гнездо на блоке цилиндров и закрепить его шпилькой. Перевернуть блок и
закрепить фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
Установить коленчатый вал, при этом: смазать вкладыши маслом для
двигателя; уложить в гнездо среднего коренного подшипника и в его крышку
вкладыши без выточки на внутренней поверхности, а затем вкладыши с
выточкой на внутренней поверхности - в гнезда остальных коренных
подшипников и их крышек; уложить в коренные подшипники коленчатый вал с
установленным в заднем конце подшипником ведущего вала коробки передач;
вставить в гнезда задней опоры два упорных полукольца, направляя их
выемками к упорным поверхностям коленчатого вала; установить крышки
коренных подшипников в соответствии с метками (рис. 112) так, чтобы
метки на крышках находились с правой стороны двигателя (сторона
установки генератора и стартера); затянуть болты крышек; установить на
блок цилиндров магнитную подставку А.74029 с индикатором (см. рис. 36) и
проверить осевой зазор между упорными полукольцами в задней опоре и
упорными поверхностями коленчатого вала. Если зазор превышает 0,35 мм,
то заменить упорные полукольца другими, увеличенными на 0,127 мм.
Резьбовые соединения необходимо затягивать моментами, указанными в
приложении 2.
Смазать шатунные вкладыши маслом для двигателя и установить их в шатуны
и крышки шатунов.
Соединить шатуны с шейками коленчатого вала и установить крышки шатунов
так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на
нижней головке шатуна. Затянуть шатунные болты.
Установить держатель заднего сальника коленчатого вала, при этом:
смазать сальник маслом для двигателя и, не допуская перекоса,
запрессовать его в держатель (рис. 113); надеть на фланец коленчатого
вала прокладку держателя сальника; установить в гнезда держателя два
болта крепления передней крышки картера сцепления, надеть держатель с
сальником на оправку
Таблица 6
41.7853.4011 (рис. 114) и, передвинув их с оправки на
фланец коленчатого вала, прикрепить к блоку болтами с пружинными
шайбами.
Установить по двум центрирующим втулкам переднюю крышку картера
сцепления и закрепить ее гайками с пружинными шайбами.
Установить маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная
лунка) около обода находилась против шатунной шейки первого цилиндра и
по одну сторону от оси коленчатого вала, затем зафиксировать маховик
фиксатором А.60330/R (см. рис. 109) и прикрепить его к фланцу
коленчатого вала болтами, подложивших под них шайбу.
Вставить в шпоночный паз на коленчатом валу сегментную шпонку и надеть
на вал звездочку привода распределительного вала.
Установить валик привода масляного насоса в гнездо в блоке цилиндров и
упорный фланец, который заштифтовать и закрепить двумя болтами с
пружинными шайбами.
Установить и закрепить болтами масляный насос,, центрируя его валик с
другой стороны блока оправкой 41.7820.4003.
Рис. 112. Метки на крышках коренных подшипников
(счет опор ведется от передней части двигателя)
Рис. 113. Держатель заднего сальника коленчатого
вала (стрелкой указаны выступы для правильной установки держателя
относительно фланца коленчатого вала)
114. Оправка 41.7853.4011 для установки
держателя с сальником на коленчатый вал
Рис. 115. Положение установочной метки на
звездочке коленчатого вала и метки на блоке цилиндров
Рис. 116. Выступы в крышке привода
распределительного вала для правильной ее установки относительно ступицы
шкива коленчатого вала
Установить головку цилиндров, для чего: перевернуть
блок цилиндров; установить на блок цилиндров две центрирующие втулки, а
по ним установить прокладку и головку цилиндров, как указано в разделе
<Головка цилиндров и клапанный механизм>.
Установить корпус подшипников распределительного вала, для чего: надеть
(предварительно) звездочку на распределительный вал, собранный с
корпусом подшипников, и повернуть вал так, чтобы метка на звездочке
находилась против метки на корпусе подшипников (см. рис. 59); снять
звездочку; не сбивая положения распределительного вала, установить
корпус подшипников на шпильки головки цилиндров и закрепить его
затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. 39).
Установить на головке цилиндров со стороны распределителя зажигания
успокоитель цепи и затянуть болты его крепления. Установить цепь привода
распределительного вала, для чего: повернуть маховик так, чтобы метка на
нем была обращена вверх, а поршни первого и четвертого цилиндров
находились в в. м. т., при этом метка на звездочке коленчатого вала
должна совпадать с меткой на блоке цилиндров (рис. 115);
ввести сверху цепь, одновременно устанавливая звездочку
распределительного вала так, чтобы метка на звездочке совпала с меткой
на корпусе подшипников (см. рис. 59), затем установить стопорную шайбу и
болт крепления звездочки, не затягивая его до упора;
на валик привода масляного насоса установить звездочку и стопорную шайбу
и закрепить звездочку болтом, не затягивая его окончательно;
надеть цепь на звездочку коленчатого вала и установить башмак натяжйтеля
цепи, прикрепив его к блоку цилиндров двигателя болтом 5 (см. рис. 105);
установить натяжитель цепи с прокладкой в гнездо на головке цилиндров и
закрепить его гайками, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина
плунжера натяжителя могла прижать башмак;
повернуть коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы
обеспечить нужное натяжение цепи; проверить совпадение меток на
звездочках с метками на блоке цилиндров (см. рис. 115) и на корпусе
подшипников (см. рис. 59);
Рис. 117. Оправка 41.7853.4010 для установки
крышки привода распределительного вала с сальником
если метки совпадают, то зафиксировать маховик
фиксатором A.60330/R (см. рис. 109) и окончательно затянуть болты
звездочек и колпачковую гайку натяжителя цепи, а затем отогнуть
стопорные шайбы болтов звездочек. Если метки не совпадают, то следует
повторить операцию по установке цепи;
завернуть в блок цилиндров ограничительный палец цепи распределительного
вала.
С помощью ключей и щупа А.95111 отрегулировать зазор между кулачками
распределительного вала и рычагами привода клапанов.
Установить крышку привода, распределительного вала (рис. 116) для чего:
смазать сальник маслом для двигателя и запрессовать его в крышку, не
допуская перекоса; надеть крышку на оправку 41.7853.4010 (рис. 117) и,
центрируя его оправкой относительно конца коленчатого вала, установить
на блок цилиндров, подложив прокладку; закрепить крышку болтами и
гайками.
Установить на передний конец коленчатого вала шкив и завернуть храповик.
Установить крышку сапуна вентиляции картера с прокладкой и закрепить ее
гайкой.
Перевернуть блок цилиндров и установить масляный картер с прокладкой,
прикрепив его болтами к блоку цилиндров, держателю сальника коленчатого
вала и к крышке привода распределительного вала. Перевернуть блок
цилиндров, установить выпускной и впускной трубопроводы и закрепить их
гайками.
Установить и закрепить на выпускном трубопроводе заборник горячего
воздуха, на блоке цилиндров - насос охлаждающей жидкости с прокладкой и
на головке цилиндров выпускной патрубок Рубашки охлаждения.
Прикрепить к насосу охлаждающей жидкости и выпускному трубопроводу
отводящую трубку радиатора отопителя с прокладкой, а затем установить на
головке цилиндров подводящую трубку Радиатора отопителя и закрепить ее
гайками.
Завернуть в отверстие слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров
пробку и установить термостат, соединив его шлангами с выпускным
патрубком рубашки охлаждения и насосом охлаждающей жидкости.
Установить генератор (см. рис. 73), для чего: прикрепить кронштейн
генератора к блоку цилиндров; установить генератор на кронштейне и
закрепить болтом 5, не затягивая окончательно гайку болта; прикрепить
гайкой установочную планку 4 к корпусу насоса охлаждающей жидкости;
приподнять генератор и без помощи механических приспособлений надеть
ремень на шкивы коленчатого вала, насоса охлаждающей жидкости и
генератора; отрегулировать натяжение ремня и закрепить генератор на
установочной планке гайкой <3; затянуть гайку болта 5 крепления
генератора к кронштейну.
Завернуть в головку цилиндров датчик указателя температуры охлаждающей
жидкости, а в блок цилиндров - датчик контрольной лампы давления масла
(в блок цилиндров двигателя 2103 - штуцер с датчиками указателя давления
масла и контрольной лампы давления масла). Прикрепить к головке
цилиндров трубку вентиляции картера двигателя.
С помощью оправки 41.7820.4006 установить шестерню привода масляного
насоса и распределителя зажигания, после чего установить распределитель
зажигания и отрегулировать момент зажигания.
Примечание. В случае установки на двигатель 2103 унифицированного
распределителя зажигания Р125 шестерня должна быть с удлиненными шлицами
и с дистанционной втулкой (рис. 118, а).
Если устанавливается распределитель зажигания Р125-Б, то шестерня должна
быть с укороченными шлицами и без дистанционной втулки (рис. 118, б).
Такая же шестерня применяется на двигателях 2101 в случае установки
обычного распределителя зажигания Р125. При установке в блок цилиндров
шестерни с дистанционной втулкой следует соблюдать особую осторожность,
чтобы не протолкнуть втулку вниз. В этом случае хвостовик валика
масляного насоса выйдет из зацепления с шестерней и масляный насос
работать не будет.
Завернуть свечи зажигания в головку цилиндров, установить на них ключ
А.50079 и затянуть динамометрическим ключом. Соединить проводами
распределитель со свечами зажигания.
Установить: топливный насос в соответствии с указаниями подраздела
<Техническое обслуживание и ремонт> раздела <Система питания>;
теплоизоляционный щиток с прокладками и карбюратор на шпильках впускного
трубопровода; крышку головки цилиндров с прокладкой и закрепить ее
гайками, затягивая их моментом не более 0,8 кгс-м, чтобы не вызвать
разрывов прокладки по крепежным отверстиям. Закрепить кронштейн
топливопровода.
Присоединить топливопровод к топливному насосу и карбюратору и закрепить
его хомутами. Закрепить топливопровод в кронштейне на головке цилиндров.
Соединить промежуточную тягу управления дросселем карбюратора с
промежуточным рычагом на крышке головки цилиндров.
Рис. 118. Шестерни привода масляного насоса и
распределителя зажигания: а - применяемая на двигателе 2103 с
унифицированным распределителем зажигания PI25; б - применяемая на
двигателе 2103 с распределителем зажигания Р125-Б и обычным
распределителем Р125 (на двигателе 2101)
Установить шланги отвода и подвода горячей жидкости к
карбюратору, закрепив их хомутами, и масляный фильтр, привернув его к
штуцеру на блоке цилиндров вручную.
Установить воздушный фильтр, для чего: надеть на корпус воздушного
фильтра шланги системы вентиляции картера, закрепив их хомутами;
установить корпус воздушного фильтра с прокладкой на карбюратор, затем
опорную пластину и закрепить корпус гайками; установить фильтрующий
элемент и крышку фильтра и закрепить ее гайками. Соединить шланг подачи
горячего воздуха с воздушным фильтром, а шланги системы вентиляции
картера - с крышкой сапуна и с трубкой, установленной на головке
цилиндров. Закрепить шланги хомутами.
Залить масло для двигателя в горловину на крышке головки цилиндров,
закрыть горловину пробкой и вставить в отверстие на блоке цилиндров
указатель уровня масла. Снять двигатель со стенда, а затем кронштейны
Аг.22205/11R с блока цилиндров и установить кронштейны с подушками
подвески двигателя.
При сборке двигателя следует обращать внимание на то, чтобы на
поверхностях патрубков и трубок, на которые надеваются шланги, не было
задиров металла. При затягивании хомутов не допускать складок на
поверхностях шлангов.