поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Производим обмен текстовыми ссылками
Статистика
Коробка передач ВАЗ2101, устройство
устройство
На автомобилях ВАЗ установлена четырехступенчатая трехходовая коробка
передач (рис. 128) с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Зубья шестерен передач переднего хода - косозубые с постоянным
зацеплением, а заднего хода - прямозубые, вводимые в зацепление при
включении заднего хода.
Коробка передач состоит из картера, ведущего вала с шестерней,
промежуточного вала, выполненного в виде блока шестерен, ведомого вала с
шестернями и синхронизаторами, оси с промежуточной шестерней заднего
хода и механизма переключения передач.
Точность центрирования коробки передач с двигателем обеспечивается
установкой переднего подшипника ведущего вала коробки передач в
коленчатом валу двигателя, заходом наружного кольца заднего подшипника
ведущего вала в отверстие картера сцепления и центрированием штифтами
картера сцепления с блоком цилиндров двигателя.
Картер 5 - алюминиевый, литой; передним торцом он прикреплен к картеру 1
сцепления и закрыт спереди штампованной крышкой 4, а сзади - литой
алюминиевой крышкой 12, в которой - уплотнительное кольцо; 16 -
центрирующее кольцо; 17 - ведомая шестерня привода спидометра; 18 -
ведомая шестерня заднего хода; 19 - ведущая шестерня заднего хода;
- ведущая шестерня 1 передачи; 21 - блок шестерен
промежуточного вала; 22 - ведущая Шестерня 2 передачи; 23 - ведущая
шестерня 3 передачи; 24 - ведомая шестерня блока шестерен размещены
механизм управления переключением передач, шестерни заднего хода и
привод спидометра.
Ведущий вал 2 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых
(передний) расположен в гнезде коленчатого вала, а другой (задний)-в
передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник удерживается
на валу стопорным кольцом. Между внутренним кольцом подшипника и
стопорным кольцом установлена пружинная тарельчатая шайба.
От осевого перемещения ведущий вал удерживается установочным кольцом,
надетым на наружное кольцо заднего подшипника. Установочное кольцо
зажато между передней стенкой картера коробки передач и картером
сцепления. Между наружным кольцом заднего подшипника и передней крышкой
коробки находится пружинная тарельчатая шайба.
На задней части ведущего вала имеются два зубчатых венца. Один (с косыми
зубьями) составляет одно целое с валом и находится в постоянном
зацеплении с зубьями шестерни 24, а другой является зубчатым венцом
синхронизатора четвертой передачи и припаян к ведущему валу.
Промежуточный вал 21 выполнен в виде блока четырех косозубых шестерен и
вращается в двух подшипниках. Передний - двухрядный шариковый, закреплен
на валу болтом с пружинной и плоской шайбами. Задний подшипник
роликовый. Вместе с ведущей шестерней заднего хода он фиксируется на
валу стопорным кольцом. От осевого перемещения промежуточный вал
удерживается установочным кольцом, надетым на наружное кольцо переднего
подшипника. Установочное кольцо зажато между передней стенкой картера
коробки передач и картером сцепления.
Ведомый вал 8 установлен на трех подшипниках. Подшипник переднего конца
расположен в гнезде ведущего вала и состоит из 13 роликов со стальным
сепаратором или 14 роликов с пластмассовым сепаратором. Для смазки
подшипника в шестерне ведущего вала между зубьями просверлены отверстия,
через которые масло из картера попадает в подшипник.
Промежуточный шариковый подшипник ведомого вала расположен в задней
стенке картера коробки передач и вместе с валом стопорится от осевого
перемещения вперед установочным кольцом подшипника, а назад - пластиной,
прикрепленной к задней стенке картера коробки передач тремя винтами.
Промежуточный подшипник вместе с втулкой ведомой шестерни 11 I передачи
и ведомой шестерней 18 заднего хода удерживаются на валу с помощью
стопорного кольца и пружинной тарельчатой шайбы.
Задний подшипник ведомого вала расположен в задней крышке коробки
передач, а на валу помещен между ведущей шестерней привода спидометра и
фланцем 14 эластичной муфты и затянут гайкой.
Ведомые шестерни 7 и 9 III и IV передач вращаются на термо-обработанных
шейках вала, а ведомая шестерня 11 I передачи - на стальной
термообработанной втулке, надетой на ведомый вал, шестерни находятся в
постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала и блокируются с
ведомым валом с помощью синхронизаторов.
Синхронизатор каждой передачи включает в себя скользящую муфту, ступицу,
блокирующее кольцо и пружину.
Скользящая муфта 24 (см. рис. 140) III передачи, насаженная на шлицах
ступицы 23, жестко связана с ведомым валом. Блокирующее кольцо 26
соединяется своим внутренним зубчатым венцом с венцом синхронизатора
шестерни 29 III передачи, свободно посаженной на ведомом валу.
При передвижении муфта 24 прижимается к блокирующему кольцу 26,
находящемуся на конце зубчатого венца шестерни, под действием пружины
27, установленной между опорной шайбой 28 и кольцом. Вследствие трения
между поверхностями кольца синхронизатора и скользящей муфты
выравнивается относительная скорость между двумя валами, обеспечивая
таким образом безударное включение. Работа синхронизаторов других
передач не отличается от работы рассмотренного синхронизатора III
передачи.
Промежуточная шестерня 12 (рис. 129, г) заднего хода с
метал-локерамической втулкой свободно вращается на неподвижной оси 11,
установленной в отверстии задней стенки картера коробки передач и
отверстии прилива задней крышки. Шестерня имеет кольцевую канавку, в
которую входит вилка включения заднего хода. Ось удерживается на месте
выступом стопорной пластины, которой зажат промежуточный подшипник
ведомого вала.
При перемещении промежуточной шестерни 12 вперед она входит одновременно
в зацепление с шестерней промежуточного вала и шестерней ведомого вала.
Так, при нейтральном положении всех синхронизаторов включается задний
ход.
Механизм переключения передач состоит из трех штоков 14, 16 и 18 (рис.
129, б) с вилками 15 и 17 и рычага 3. Вилки закреплены на штоках болтами
и входят в пазы скользящих муфт 6 (см. рис. 128) и 10 синхронизаторов, а
вилка 10 (рис. 130) включения передачи заднего хода - в выточку
промежуточной шестерни.
Шток 14 (см. рис. 129, б) переключения III и IV передач скользит в
отверстиях передней и задней стенок картера коробки передач, а штоки 16
и 18 - в отверстиях задней стенки и бокового прилива картера.
Перемещение штоков 14 и 16 вперед ограничивается упором головок штоков в
заднюю стенку картера, а штока 18 - Упором дистанционной втулки 20 в
заднюю стенку картера. Перемещение назад ограничивается упором их в
бобышки на задней крышке коробки передач.
Для фиксации штоков в нейтральном или включенном положении служат шарики
7, 8, 9 (см. рис. 129, в), которые входят в углубления на штоках и
прижимаются к ним пружинами. Шарики с пружинами находятся в стальных
втулках, запрессованных в картер коробки передач с правой стороны.
Пружина шарика 9 фиксатора заднего хода имеет большую Жесткость и для
отличия от пружин фиксаторов штоков переключена ния передних передач
окрашивается в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие.
Механизм переключения передач снабжен замком для предотвращения
одновременного включения двух передач. Замок состоит из сухаря 21 (см.
рис. 129, б) диаметром 4 мм, установленного в отверстии штока включения
III-IV передач, и двух сухарей 19 и 22 диаметром 8 мм, установленных в
канале задней стенки картера между штоками.
Рис. 129. Разрезы коробки передач: а - по вилке
III и IV передач; б -по механизму переключения передач (продольный)а 1 -
запорная втулка; 2 - дистанционная втулка; 3 - рычаг переключения
передач; 4 - упор-дачик; 8 - шарик фиксатора III и IV передач; 9 - шарик
фиксатора передачи заднего хода; 12 - промежуточная шестерня заднего
хода; 13 - шестерня заднего хода промежуточного дач; 16 - шток вилки
включения 1 и II передач; 17 - вилка включения 1 и II передач; 70 -
дистанционная втулка
в - по шарикам фиксаторов; г - по шестерням
заднего хода подушка; 5 -упорная втулка; 6 -стержень рычага; 7 -шарик
фиксатора I и II шестерня заднего хода ведомого вала; 11 - ось
промежуточной шестерни заднего хода; 14 _ шток вилки включения III и IV
передач; 15 - вилка включения III и IV 14 - шток вилки включения
передачи заднего хода; 19, 21, 22 - блокировочные сухари
При перемещении штока 16 включения I-II передач
сухарь 79 выходит из углубления этого штока и входит в углубление штока
14, одновременно через сухарь 21 вводя в выемки штока 18 сухарь 22.
Таким образом, штоки 14 и 18 оказываются застопоренными в нейтральном
положении. Аналогично происходит запирание штоков 14 и 16 при
перемещении штока 18 включения заднего хода.
Если перемещается шток 14 включения III-IV передач, то сухари 19 и 22
выходят из его выемок, входят в выемки штоков 16 н 18 и запирают их в
нейтральном положении.
Рычаг 3 (см. рис. 130) переключения передач имеет утолщение в виде
шаровой головки, на которой он качается в сферической части штампованной
опоры 4. Пружина 2 прижимает рычаг к поверхности опоры и удерживает его.
От проворачивания рычаг удерживается в опоре направляющим штифтом, конец
которого входит в отверстие шаровой опоры.
Если передачи не включены и рукоятка рычага отпущена, то пружина 1
оттягивает рычаг в крайнее положение до упора выступа рычага в
направляющую чашку 5. При этом нижний конец рычага находится в пазу
головки штока 8 включения III-IV передач.
При включении I или II передачи рукоятку рычага перемещают влево до
упора нижнего конца рычага в ограничительный болт 6. В этом положении
оттяжная пружина 1 растянута.
Для включения заднего хода необходимо нажать на рычаг, сжав пружину 2,
чтобы выступ рычага опустился ниже направляющей чашки 5, а затем
переместить рукоятку рычага вправо и назад. В этом положении рычаг
удерживается оттяжной пружиной 1. При переводе рычага переключения
передач в нейтральное положение пружина 2 поднимает рычаг вверх.
Рис. 130. Поперечный разрез коробки передач по
механизму переключения передач: 1 - оттяжная пружина рычага; 2 -
пружина; 3 - рычаг; 4 - шаровая опора; 5- направляющая чашка; 6 -
ограничительный болт; 7 - шток вилки включения I и II передач; 8 - шток
вилки включения III и IV передач; 9 - шток вилки включения передачи
заднего хода; 10 - вилка включения передачи заднего хода
На верхний конец рычага надевается стержень 6 (см.
рис. 129), в котором установлен демпфер, состоящий из резиновой упорной
подушки 4, двух резиновых упорных втулок 5, пластмассовой дистанционной
втулки 2 и пластмассовой запорной втулки 1. Демпфер устраняет вибрацию
рукоятки и стержня при движении автомобиля.
Примечание. С января 1974 г. у штока 18 (см. рис. 129) вилки включения
заднего хода изменено расстояние между выемками под шарики фиксаторов с
15 до 17 мм и укорочена дистанционная втулка 20 с 20,4 до 18,4 мм.
Заменять эти "етали старой конструкции новыми можно только комплектно,
т. е. если мениетси шток, то необходимо заменить и дистанционную втулку,
и наоборот.
На некоторых автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 выпуска с середины 1972 г.
в задней крышке коробки передач против штока включения заднего хода
может быть отверстие с резьбой М14Х1А закрытое пробкой. На автомобилях
ВАЗ-21011, цдЗ-21021 и BA3-2I03 в это отверстие ввертывается включатель
фонаря заднего хода.