поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Производим обмен текстовыми ссылками
Статистика
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи
Осмотр и уход. Батарея (особенно ее верхняя часть)
должна быть всегда чистой и сухой, так как загрязненная и влажная
поверхность батареи может быть причиной саморазряда. Грязь и влагу
следует удалять щеткой с жесткой щетиной и сухой чистой ветошью, не
допуская попадания внутрь грязи и пыли. Если на поверхности батареи
пролит электролит, то его следует вытирать ветошью, смоченной в 10%-ном
растворе нашатырного спирта или соды. Необходимо не допускать попадания
электролита на металлические части автомобиля, так как это приводит к
коррозии. Такие места следует зачищать и окрашивать кислотостойкой
краской.
Полюсные выводы (особенно положительный) и наконечники проводов следует
периодически (не реже, чем через 10 000 км пробега) очищать щеткой,
обмывать теплой водой и смазывать техническим вазелином. Окислы и грязь
на полюсных выводах и наконечниках проводов создают падение напряжения в
соединениях и этим затрудняют пуск двигателя.
Необходимо следить за целостностью корпуса и заливочной мастики батареи,
проверяя, нет ли трещин и просачивания электролита. При появлении трещин
в мастике или корпусе батарею следует сдать в ремонт. Также следует
обращать внимание на надежность крепления батареи на автомобиле и при
необходимости подтягивать гайки стяжек.
При заряде аккумуляторной батареи из электролита выделяются газы,
поэтому необходимо тщательно следить, чтобы вентиляционные отверстия в
пробках не засорялись, и прочищать их не реже чем через 15 дней или 2500
км пробега.
Гайки наконечников проводов затягивать или отвертывать только гаечным
ключом. Пользоваться для этой цели плоскогубцами нельзя. Не допускается
также ударять по наконечнику провода, чтобы снять или надеть его на
полюсный вывод, или дергать за провод, чтобы снять наконечник с вывода.
Такие действия могут привести к образованию трещин в крышке элемента или
в заливочной мастике и вызвать утечку электролита.
Примечание. Отсоединение и присоединение наконечника провода
положительного вывода батареи рекомендуется выполнять при предварительно
отсоединенном отрицательном проводе (массы) от батареи.
Через каждые 2500 км пробега или через каждые 15 дней, если автомобиль
не находится в эксплуатации, необходимо проверять уровень электролита и
доводить его до нормы.
Чтобы не допускать сульфатации, не реже 1 раза в три месяца или при
участившихся отказах в пуске двигателя следует проверять степень
заряженности батареи замером плотности электролита. Если автомобиль
длительное время не эксплуатируется, то батарею необходимо ежемесячно
подзаряжать.
Следует не допускать длительного разряда батареи сильным током, особенно
в холодное время года, так как это приводит к короблению пластин и
выпаданию из них активной массы. Поэтому при пуске двигателя включать
стартер следует не более чем на 10-15 с и не более 2-3 раз подряд,
причем между включениями стартера необходимо делать выдержку не менее 30
с.
Проверка уровня электролита. ГТри эксплуатации
батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется
вода, входящая в его состав. Не следует допускать чрезмерного понижения
уровня электролита, так как оголение пластин, так же как и длительное
пребывание батареи в разряженном или неполностью заряженном состоянии,
приводит к образованию на поверхности пластин крупных кристаллов
сернокислого свинца, не растворяющихся в электролите. Этот процесс
называется сульфатацией. Плотная корка сернокислого свинца на
поверхности пластин закрывает поры и препятствует проникновению
электролита внутрь активной массы пластин. Признак сульфатации -
значительное уменьшение емкости аккумуляторной батареи, высокое
напряжение при заряде (до ЗВ на элемент и выше) и ненормально низкое
напряжение при разряде.
Для восстановления уровня электролита необходимо доливать только
дистиллированную воду. Если точно установлено, что причиной низкого
уровня является выплескивание электролита, то в этом случае следует
доливать электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе
батареи. Уровень не должен быть и больше нормального, так как электролит
будет выплескиваться из элементов при выделении газов, попадать на
полюсные выводы, наконечники проводов, металлические части автомобиля и
вызывать их коррозию. Если уровень выше нормы, то электролит необходимо
отсосать резиновой грушей с эбонитовым наконечником.
Нормальный уровень электролита для батареи, имеющей в наливном отверстии
горловину (тубус) 4 (см. рис. 275), должен доходить до нижнего края
тубуса. Для батарей с индикатором электролит должен быть выше его на 5
мм или на одном уровне с ним. У батарей, не имеющих тубуса или
индикатора, уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше
предохранительного щитка или верхнего края сепараторов. Уровень
проверяется стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3-5 мм. На
расстоянии 5 и 10 м от торца трубки делаются метки. Трубку опускают в
наливное отверстие до упора в предохранительный щиток, затем верхний
торец зажимают пальцем и трубку вынимают. Высота столбика электролита в
трубке соответствует уровню электролита в батарее.
Проверка степени разряженности батареи должна проводиться только
измерением плотности электролита. Проверка батареи нагрузочной вилкой
категорически запрещается, так как это приводит к повреждению заливочной
мастики и нарушению герметичности батареи, а также к короблению пластин
из-за их малой толщины.
Плотность электролита измеряют денсиметром. Плотность электролита
зависит от температуры. С повышением температуры на каждые 15°С
плотность уменьшается приблизительно на 0,01 г/см3, а с понижением
температуры на каждые 15°С - повышается приблизительно на 0,01 г/см3.
Поэтому, если температура электролита отличается от 25°С, то к
показаниям денсиметра следует прибавить или отнять температурную
поправку, которая равна 0,01 на каждые 15°С, а именно:
Если батарея заряжена более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом,
то ее следует снять с автомобиля и подзарядить.
Чтобы не получить ошибочных результатов, не следует замерять плотность
электролита в следующих случаях:
при ненормальном уровне электролита;
если электролит слишком горячий или слишком холодный. Оптимальная
температура электролита при измерении плотности 15-25°С;
после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит
перемешается. Если батарея разряжена, то для этого может потребоваться
даже несколько часов;
после нескольких включений стартера. Следует выждать, пока установится
равномерная плотность электролита в элементе батареи;
при <кипящем> электролите. Следует переждать, пока пузырьки в
электролите, набранном в колбу денсиметра, поднимутся на поверхность.
Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она у
различных элементов батареи отличается более чем на 0,2 г/см3; чрезмерно
высокая (1,3 г/см3 и выше); слишком низкая (менее 1,22 г/см3) и
одновременно наблюдается сильный нагрев батареи в эксплуатации (более
чем на 10 С выше температуры окружающей среды), то необходимо проверить
батарею.
Доведение плотности электролита до нормы. В конце заряда батареи
устанавливается постоянная в течение нескольких часов плотность
электролита, иногда отличающаяся от нормальной (1,28 г/см3 - для районов
с умеренным климатом и 1,22 г/см3 - для тропиков). В этом случае следует
довести плотность электролита до нормы. Если плотность электролита
больше нормальной, то из элемента следует отобрать часть электролита,
долить взамен дистиллированной воды, выждать пока электролит
перемешается и снова замерить плотность. Если плотность электролита
низкая, то после его отбора из элемента следует доливать электролит
плотностью 1,40 г/см3.
Приготовление электролита для аккумуляторной батареи производится
смешиванием аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667-53) с
дистиллироваиной водой. В крайнем случае можно использовать чистую
дождевую или снеговую воду, но не собранную с железных крыш и не бывшую
в железных сосудах.
Электролит приготавливается в стойкой против серной кислоты посуде:
керамической, эбонитовой или свинцовой, в которую заливается сначала
вода, а затем маленькими порциями, при непрерывном перемешивании,
кислота. Обратный порядок - вливание воды в кислоту - не допускается,
так как вода от соединения с кислотой быстро разогревается и вскипает,
разбрызгивая кислоту, а брызги кислоты могут причинить тяжелые ожоги.
При растворении кислоты в воде выделяется большое' количество тепла.
Поэтому нельзя приготавливать электролит в стеклянной посуде, так как от
высокой температуры стекло может лопнуть.
Для приготовления электролита плотностью 1^28 г/см3 (при 25°С)
необходимо смешать около 0,35 л серной кислоты с 1 л дистиллированной
воды. Приготовленный электролит следует оставить на 15-20 ч в закрытой
посуде, чтобы он остыл и на дно выпал осадок. После этого электролит
можно заливать в батарею.
Серная кислота сильно впитывает влагу из окружающего воздуха, поэтому
хранить ее следует в плотно закупоренной посуде.
Хранение сухозаряженных батарей. Новая не залитая электролитом батарея
должна храниться в сухом проветриваемом помещении при температуре не
ниже 15°С в защищенном от прямых солнечных лучей месте.
Перед установкой батареи на хранение следует плотно закрыть пробками
отверстия элементов. Вентиляционные каналы в пробках должны быть плотно
залеплены защитной лентой или под пробками должны быть уплотнительные
прокладки, \
Срок хранения сухозаряженной батареи не более 12 мес. Если батарею
необходимо хранить дольше, то ее следует залить электролитом, зарядить,
как указано выше, и хранить в заряженном состоянии.
Хранение батарей с электролитом. Если автомобиль длительное время будет
бездействовать, то батарею следует снять с автомобиля, зарядить и
поставить на хранение в сухое проветриваемое помещение с температурой по
возможности не выше 0°С, так как при пониженной температуре процессы
саморазряда батареи и коррозии пластин замедляются. Минимальная
температура при хранении не должна быть ниже минус 20°С. Ежемесячно
следует проверять уровень и плотность электролита. При понижении
плотности электролита до 1,24 г/см3 (приведенной к 25°С), батарею
необходимо подзаряжать.
Если батарея в любое время может потребоваться для установки на
автомобиль, то она должна поддерживаться постоянно в состоянии полной
заряженности. Для этого необходимо ежемесячно проверять уровень и
плотность электролита и подзаряжать батарею током 5,5 А, а каждый третий
месяц - разряжать до 10,5 В током 2,75 А с последующим зарядом. При
понижении уровня электролита - доливать дистиллированную воду.
Хранить батарею в разряженном состоянии категорически запрещается, так
как это приводит к сульфатации пластин и полной потере работоспособности
батареи.
Заряд аккумуляторной батареи внешними источниками тока необходим при
длительных простоях автомобиля или ненормальных условиях работы
аккумуляторной батареи. Заряжать батарею необходимо, если она разряжена
на 25% зимой и на 50% летом.
Снятую с автомобиля батарею необходимо аккуратно очистить, особенно ее
верхнюю часть, и проверить уровень электролита. Заряд производится от
источника постоянного тока напряжением 18-24 В, которым может быть либо
генератор постоянного тока, либо выпрямитель с трансформатором,
питающимся от сети переменного тока. Положительный вывод аккумуляторной
батареи подключается к положительному полюсу источника тока, а
отрицательный - к отрицательному.
Для контроля зарядного тока в цепь включается амперметр. Необходимая
величина зарядного тока (5,5 А) устанавливается и поддерживается на
одном уровне реостатом. В процессе заряда сопротивление аккумуляторной
батареи увеличивается, и если не пользоваться реостатом, то зарядный ток
будет постепенно уменьшаться. Реостат лучше использовать проволочный со
скользящим контактом.
Вольтметр служит для контроля напряжения источника тока.
При заряде необходимо периодически проверять температуру и плотность
электролита. Начальная температура электролита должна быть не более
27°С. В процессе заряда необходимо следить, чтобы температура
электролита не поднималась выше 40°С. Если температура электролита
достигнет 40°С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или
прервать на время заряд и охладить батарею до 27°С.
Продолжительность заряда в зависимости от степени разряженности батареи
может составлять 5-8 ч. Заряд считается законченным, когда плотность
электролита в течение последних 3 ч остается постоянной, а в
аккумуляторе будет происходить обильное газовыделение (кипение). В конце
заряда плотность электролита может отличаться от нормы, поэтому ее
доводят до рекомендуемой величины, как указано выше.