поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Производим обмен текстовыми ссылками
Статистика
Генератор ВАЗ 2101, техническое обслуживание и контрольные проверки
Техническое обслуживание генератора заключается в
периодической проверке и регулировке натяжения ремня привода, а также в
проверке состояния щеток и контактных колец генератора.
Натяжение ремня привода генератора проверяется и регулируется при каждом
техническом обслуживании автомобиля. Состояние щеток и контактных колец
следует проверять не реже, чем через 60 000 км пробега автомобиля, а при
езде по грязным и пыльным дорогам - через каждые 30 000 км пробега. Для
проверки щеток и контактных колец необходимо снять щеткодержатель,
отвернув винт 17 (см. рис. 276). Через отверстие в крышке 12, в котором
находится щеткодержатель, хорошо видны контактные кольца. Щетки должны
свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателе. Высота их должна
быть не менее 8 мм, считая от места прилегания пружины. Если щетки
изношены сильнее, то их следует заменить вместе со щеткодержателем.
Пружины щеток должны быть целыми. Если на контактных кольцах ротора
имеются пригары, то кольца рекомендуется аккуратно зачистить
мелкозернистой шкуркой.
Периодически следует проверять надежность соединения на <массу> между
двигателем и кузовом (провод <массы> присоединен к кожуху сцепления).
Крепление провода должно быть надежным, а сам гибкий провод - целым.
Проверить надежность соединения можно включением вольтметра между
двигателем и отрицательным полюсом аккумуляторной батареи. При
работающем на средних частотах вращения коленчатого вала двигателе и
включенных фарах вольтметр не должен показывать падения напряжения.
Возможные неисправности генераторной установки, их причины и способы
устранения приведены в табл. 28.
Контрольные проверки
Проверка генератора на стенде позволяет определить исправность
генератора и соответствие его характеристик номинальным. Для этого
генератор устанавливают на стенд вместе со шкивом.
Рис. 281. Кривая отдаваемого тока при
установившемся тепловом режиме и напряжении 14 В
На стенде должен быть двигатель, позволяющий изменять
частоту вращения, тахометр для измерения частоты вращения ротора
генератора, амперметр с вольтметром, реостат для изменения нагрузки и
аккумуляторная батарея.
Проверяется генератор в следующем порядке.
Включить включатель 2 (рис. 280) и вращать ротор генератора 30 мин с
частотой 5000 об/мин и с нагрузкой 42 А при 14 В.
Снять кривую отдаваемого тока при постоянном напряжении 14 В (напряжение
устанавливается реостатом 5). Ток замеряется сначала при 5000, а затем
при 4000, 3000 и 2000 об/мин ротора генератора, причем замер каждый раз
необходимо делать на установившемся тепловом режиме генератора, когда
температура корпуса генератора не меняется. Для этого при 5000 об/мин
генератор выдерживается не менее 1,5 ч, а на 4000, 3000 и 2000 об/мин не
менее 20 мин. Определить начальную частоту вращения ротора генератора,
при которой достигается напряжение 14 В (начальная точка кривой на рис.
281). Для этого постепенно снижать частоту вращения ротора, пока
величина отдаваемого тока не достигнет 1-2 А. Затем разомкнуть контакты
включателя 2 и, регулируя частоту вращения, довести напряжение до 14 В.
На стенде можно проверить и начальное напряжение отдачи при 1000 об/мин,
по которому тоже можно судить об исправности генератора. Для этой
проверки щетки генератора должны быть хорошо притерты к контактным
кольцам коллектора, а сами кольца должны быть чистыми. Обмотка
возбуждения генератора должна питаться от аккумуляторной батареи, от
зажима <30> должна быть отсоединена нагрузка и аккумуляторная батарея, а
сам генератор должен быть прогрет. Частота вращения ротора доводится до
1000 об/мин и замеряется напряжение между зажимом <30> и корпусом
генератора. Если замеренные величины отдаваемого тока меньше величин
кривой, приведенной на рис. 281, или начальное напряжение отдачи при
1000 об/мин меньше 12,5 В, то это говорит о неисправностях в обмотках
статора и ротора, о повреждении вентилей или износе контактных колец и
щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей,
чтобы определить место неисправности.
Исправность вентилей и обмоток статора можно также проверить, подключив
к генератору две лампочки по 3 Вт каждая: одну между штекером нулевой
точки и корпусом, а другую - между этим штекером и зажимом <30>
генератора (см. рис. 279). У работающего генератора при исправных
вентилях и статорных обмотках обе лампочки должны гореть с одинаковым
накалом.