Сведения по
устройству, работе, ремонту, по регулировкам механизмов и приборов отечественных
автомобилей, основы эксплуатации грузового автомобильного транспорта
25.12.2018 22:14
- дата обновления страницы
Устройство и техническое обслуживание автомобилей КамАЗ
Десятисгупенчатая коробка передач модели 15, основная коробка
передач
автомобиля КамАЗ
Десятисгупенчатая коробка передач модели 15 состоит из основной
пятиступенчатой коробки передач и переднего приставного редуктора -
делителя передач.
Основная коробка передач выполнена на базе коробки передач модели 14 и
имеет аналогичное с ней устройство, за исключением того, что:
коробка передач крепится к картеру делителя, поэтому отсутствуют
маслонагнетающее устройство и крышки ведущего и промежуточного валов;
ведущий вал коробки является ведомой деталью, поэтому он не имеет шлицев
и на нем установлена зубчатая муфта включения низшей передачи делителя с
конусом синхронизатора, а передний роликовый подшипник ведущего вала
коробки установлен в специальном гнезде ведущего вала делителя;
шариковый подшипник ведущего вала коробки закреплен кольцевой крышкой,
по которой центрируется картер делителя.
Основная коробка передач
В гнездах картера 1 (рис. 7 6), отлитого из серого чугуна на
шариковых и роликовых подшипниках установлены ведущий 6, ведомый 25 и
промежуточный 2 валы.
Передний роликовый подшипник ведомого вала расположен в гнезде ведущего
вала. Шариковые подшипники ведущего и ведомого валов, а также роликовый
сферический подшипник промежуточного вала застопорены от осевых
перемещений относительно картера, поэтому они, помимо радиальных,
воспринимают также и осевые нагрузки.
Блок 12 шестерен заднего хода установлен на оси 17 и вращается на двух
роликовых подшипниках 11. От осевого перемещения ось предохраняется
стопорной планкой.
Все шестерни ведомого вала установлены на специальных роликовых
подшипниках качения. Шестерни заднего хода, первой и второй передач
промежуточного вала выполнены как одно целое с валом. Остальные шестерни
промежуточного вала запрессованы на вал на сегментных шпонках и заперты
кольцом.
Первая передача и задний ход включаются с помощью зубчатых муфт; вторая,
третья, четвертая и пятая передачи включаются с помощью синхронизаторов,
состоящих из каретки, блокирующих пальцев, конусных фрикционных колец и
фиксаторов.
В верхней крышке 9 коробки передач размещен механизм переключения
передач. Каретки синхронизаторов и зубчатая муфта перемещаются рычагом,
расположенным в кабине, через дистанционный привод, штоки и вилки. Вилки
закреплены установочными винтами на штоках, перемещающихся в отверстиях
верхней крышки 9.
Для предотвращения одновременного включения двух передач в крышке между
штоками установлен замок шарикового типа. Для предохранения от
случайного включения передачи заднего хода или первой передачи при
движении автомобиля в крышке имеется пружинно-пальчиковый предохранитель
разрезного типа.
В крышке 19 заднего подшипника 20 ведомого вала установлен привод
спидометра. Для обеспечения правильного показания спидометра, в
зависимости от принятой главной передачи и размера шин, предусмотрены
сменные цилиндрические шестерни.
На картере коробки передач имеются два люка для подсоединения коробок
отбора мощностей. Сальник, установленный в крышке ведомого вала,
предохраняет внутреннюю полость коробки передач от попадания пыли и
грязи и предотвращает утечку масла.
Для поддержания нормального давления в картере коробки передач на
верхней крышке установлен сапун. В коробке передач герметизированного
исполнения сообщение внутренней полости коробки передач с атмосферой
обеспечивается отводящей трубкой, устанавливаемой вместо сапуна.
Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на
правой стенке картера. К пробке 6 горловины' прикреплен указатель уровня
масла. В нижней части картера имеются два сливных отверстия, закрываемых
пробками. В передней пробке установлен магнит для улавливания
металлических частиц - продуктов износа.
Ведущий вал (рис. 77) выполнен как одно целое с ведущей косозубой
шестерней, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней привода
промежуточного вала. Внутри вала имеется канал для подвода масла к
ведомому валу от маслонагнетательного устройства делителя передач.
Соединение масляных магистралей ведущего и ведомого валов осуществляется
маслоперепускной втулкой 2. В торец шестерни упирается внутренняя обойма
шарикового подшипника 4, напрессованного на вал.
Крепление подшипника осуществляется гайкой 6 через зубчатую муфту 5 и
корпус 7 синхронизатора. В выточке наружной обоймы установлено стопорное
кольцо 3, которое вместе с крышкой подшипника удерживает вал от осевых
перемещений. Второй опорой вала является роликовый подшипник,
установленный в расточке ведущего вала делителя.
Для ограничения осевого люфта (не более 0,05 мм) ведущего вала между
крышкой и наружной обоймой подшипника устанавливается пакет
регулировочных прокладок.
Конусная поверхность рядом с зубчатым венцом служит для соединения с
фрикционным кольцом синхронизатора, а посредством внутреннего зубчатого
венца ведущего вала происходит соединение ведущего вала с кареткой
синхронизатора при включении пятой передачи. t
Промежуточный вал (рис. 78) установлен в нижней части картера в переднем
однорядном роликовом подшипнике 2 и заднем двухрядном сферическом
подшипнике, который установлен в стакане и удерживает вал от осевых
перемещений с помощью стопорной планки и крышки подшипника.
Прямозубая шестерня 11 первой передачи и шестерня 10 заднего хода, а
также косозубая шестерня 9 второй передачи выполнены в одном блоке с
валом. Шестерни 9 и 11 находятся в постоянном зацеплении с шестернями
ведомого вала, а шестерни 10 - с блоком шестерен заднего хода. Для
соединения промежуточных валов коробки передач и делителя на переднем
конце вала выполнены эвольвентные шлицы. Косозубые шестерни 3, 6 и 7
находятся в постоянном зацеплении соответственно с шестерней ведущего
вала, шестернями четвертой и третьей передач. Шестерни напрессованы на
вал на сегментных шпонках и застопорены кольцом 4.
Ведомый вал (рис. 79) установлен в коробке соосно с ведущим валом.
Передний роликовый подшипник 2 напрессован на вал и застопорен кольцом
/. Задний шариковый подшипник установлен в расточке картера и
предохраняет ведомый вал от осевых перемещений стопорным кольцом,
установленным в выточке наружной обоймы подшипника, и крышкой
подшипника.
Для ограничения осевого люфта ведомого вала установлен пакет
регулировочных прокладок между крышкой и наружной обоймой подшипника. На
шлицевом хвостовике вала с помощью стяжной гайки закрепляются червячная
шестерня привода спидометра и фланец крепления карданного вала.
На шлицах ведомого вала установлены каретки синхронизаторов 3 и 9, а
также зубчатая муфта 12 включения первой передачи и заднего хода.
Шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями
промежуточного вала, установлены на специальных роликовых подшипниках.
Внутри ведомого вала имеются каналы, по которым подводится масло к
подшипникам шестерен. Масло поступает от маслонагнетающего устройства
делителя через каналы в ведущем валу. Шестерни от осевого перемещения
предохраняются упорными шайбами 4 и 15, причем шайба 4 запирается
замковой шпонкой 21, а шайба 15 - гайкой крепления фланца карданной
передачи.
Синхронизатор (рис. 80) состоит из двух фрикционных конусных колец 2
и 4, жестко связанных между собой блокирующими пальцами 3, концы которых
развальцованы. Пальцы в средней части имеют конические поверхности,
являющиеся блокирующими. Отверстия в диске каретки 5, через которые
проходят блокирующие пальцы, также имеют блокирующие поверхности в виде
фасок с каждой стороны отверстия. Фрикционные кольца не имеют жесткой
связи с кареткой и могут быть смещены относительно нее. Фиксация каретки
в среднем положении осуществляется шариками 7, поджимаемыми пружинами в
канавки пальцев 1.
При передвижении каретки вилкой механизма переключения передач
фрикционное кольцо, двигаясь вместе с кареткой, подводится к конусу
шестерни. Вследствие разности частоты вращения каретки, связанной с
ведомым валом, и шестерни, связанной через промежуточный вал с ведущим
валом, происходит сдвиг конусного кольца относительно каретки до
соприкосновения блокирующих поверхностей пальцев с блокирующими
поверхностями каретки, что препятствует дальнейшему осевому перемещению
каретки. Выравнивание частоты вращения при включении передачи
обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и
включаемой шестерни. Как только частота вращения каретки и шестерни
сравняется, блокирующие поверхности не будут препятствовать продвижению
каретки, и передача включится без шума и удара. В случае включения
синхронизованных передач с шумом следует немедленно выяснить причину
неисправности и устранить ее во избежание преждевременного отказа
синхронизаторов в работе.
Механизм переключения передач (рис. 81) смонтирован в верхней крышке
картера коробки передач и состоит из рычага переключения, трех штоков с
вилками переключения передач, трех фиксаторов, предохранителя включения
первой передачи и заднего хода и замка для предотвращения включения двух
передач одновременно.
Замок (рис. 82) смонтирован между штоками и состоит из двух пар шариков
и одного штифта. Шарики располагаются во втулках между штоками, а штифт
находится в отверстии среднего штока между шариками.
Суммарная величина диаметров двух шариков больше толщины перегородок,
разделяющих штоки, поэтому при перемещении среднего штока шарики замка
полностью углубляются во втулки между штоками и, входя в лунки обоих
крайних штоков, заклинивают их. Длина штифта несколько больше толщины
среднего штока (в сечении между лунками), поэтому при перемещении
крайнего штока (например, левого) два шарика, перемещаясь, заклинивают
средний шток и перемещают штифт, который в свою очередь, воздействует на
два других шарика и заклинивает ими правый шток. Таким образом,
передвинуть любой из штоков можно только тогда, когда два других штока
займут нейтральное положение. Фиксация штока осуществляется шариком 5
фиксатора.
Рис. 80. Синхронизатор второй и третьей передач:
1 - палец фиксатора; 2 - фрикционное кольцо второй передачи: 3 -
блокирующий палец; 4 - фрикционное кольцо третьей передачи; 5 - каретка
синхронизатора; 6 - пружина фиксатора; 7 - шарик
Рис. 81. Механизм переключения передач: 1 -
чашечная заглушка; 2 - верхняя крышка коробки передач; 3 - вилка I
чертой и пятой передач; 4 - установочный винт; 5 - шплинт-проволока; 6 -
вилка переключения второй и третьей передач; 7 - вилка переключения
второй передачи и заднего ходи. 8 - шток вилки переключения передач
Предохранитель (рис. 83) включения первой передачи и заднего хода
состоит из двух пальцев и пружины. Чтобы включить
первую передачу или задний ход, необходимо рычагом через пальцы 2 и 3
сжать пружину 1, а затем перевести рычаг вместе со штоком и вилкой в
положение, соответствующее положению рычага при включении первой
передачи или заднего хода.