Цех литья под давлением состоит из следующих отделений:
шихтового, плавильного, литейного, очистного, участка контроля,
склада готовой продукции и пресс-форм, мастерской по ремонту
оборудования и пресс-форм (рис. 1).
Рис. 1. Планировка цеха литья под давлением
В шихтовом отделении 1 находятся весы для развески шихты, пила
для резки чушек металла и
бункера для хранения шихтовых материалов с вместимостью,
достаточной, чтобы обеспечить работу цеха в течение суток.
Особенностью литья под давлением является большой расход металла на
литниковую систему (см. рис. 5), масса которой составляет 30-100%
массы отливки. Это необходимо учитывать при определении вместимости
бункеров, предназначенных для хранения отходов.
В шихтовом отделении должны быть предусмотрены машины для
транспортировки шихты в плавильное отделение.
Плавильное отделение 2 расположено между шихтовым и литейным и
оборудовано плавильными печами в соответствии с применяемыми
сплавами и производственной мощностью литейного отделения. Для
транспортировки расплава от плавильных печей к раздаточным проложены
монорельсовые пути. В плавильном отделении установлена мощная
вытяжная вентиляция.
В литейных отделениях^ и 5 расположены машины для литья под
давлением, раздаточно-подогревательные печи и подъемно-транспортное
оборудование (кран-балка, тельфер или монорельс с тельферами).
Машины для литья под давлением должны быть размещены так, чтобы
можно было свободно подойти к любой из них и производить ремонт и
демонтаж одной машины без остановки других. Около машины
устанавливают переносные экраны или стационарные ограждения,
предназначенные для защиты работающих от брызг расплава при
неплотном закрытии пресс-формы.
В литейном отделении устанавливают общую и местную (у каждой машины)
вентиляцию, пол устилают чугунными рифлеными плитками, прокладывают
канализационные каналы для отвода масла и эмульсии.
Насосно-аккумуляторное отделение 3 располагается рядом с литейным.
Здесь устанавливают насосы с аккумуляторами, питающими литейные
машины, не имеющие встроенных насосов и аккумуляторов. Большинство
современных машин (515М, 516М2, а также машины фирм "Бюлер" -
Швейцария, "Идра", "Триульци", "Кастматик" - Италия и др.) выпускают
со встроенными насосами и аккумуляторами. Машины, не имеющие
встроенных насосов, обслуживаются центральной насосно-аккумуляторной
станцией. При этом затраты на ремонт насосов и расход электроэнергии
значительно меньше, а ремонт отдельных насосов и аккумуляторов не
вызывает простоев литейных машин. При большом количестве машин
необходимую их мощность обеспечивают несколько
насосно-аккумуляторных станций.
Отделение очистки 6, как правило, занимает большую производственную
площадь. В очистном отделении производят обработку литников и
промывников, запиловку заусенцев и поверхностей отливки.
Боковые литники и промывники небольшого сечения обламывают вручную,
массивные литники обрезают дисковыми и ленточными пилами.
Центральные литники обрезают на токарных станках или в специальных
обрезных штампах на эксцентриковых (или пневматических) прессах при
массовом производстве. Отходы отливок из очистного отделения
удаляются ленточными конвейерами 10.
В массовом производстве зачистку и обрубку отливок выполняют на
поточных линиях. Отливки после зачистки хранят в специальных ящиках
и контейнерах с гнездами, чтобы предохранить их от повреждений и
облегчить учет.
На участок контроля 11 отливки поступают после зачистки для
окончательной проверки годности и соответствия их чертежу. На
участке контроля должны находиться контрольно-измерительные приборы,
необходимые для проверки размеров, а также оборудование, на котором
разрезают отливки для контроля их размеров и равностенности. После
проверки годные отливки клеймят. Участок контроля должен примыкать к
складу готовой продукции.
Склад готовой продукции 7 представляет собой помещение со
стеллажами, на которые ставят ящики с готовыми отливками. Каждая
партия отливок снабжается маршрутной картой, где указывают их
количество, назначение и т. д. Склад должен иметь
подъемно-транспортное оборудование для перемещения ящиков с
отливками.
При кооперации заводов отливки из специализированных цехов и заводов
литья под давлением перевозят на заводы-потребители. В связи с этим
на складах готовой продукции организуют упаковку готовых отливок в
специальную тару или контейнеры для защиты их от повреждений при
транспортировке. Для этого применяют картонные коробки, мягкие
прокладки, перегородки и т. д.
Отделение ремонта 8 представляет собой инструментально-механическую
ремонтную мастерскую. В крупных цехах отделение ремонта пресс-форм и
ремонта машин разделены.
В ремонтном отделении производят ремонт пресс-форм, а также доводку
литников и вентиляционных каналов при опробовании новых пресс-форм.
В ремонтном отделении установлено следующее оборудование:
токарно-винторезный, универсально-фрезерный, сверлильный,
шлифовальный станки, винтовой пресс для запрессовки и распрессовки
втулок, колонок и вкладышей, кран-балка или монорельс с
электроподъемником.
Все пресс-формы после изготовления отливок поступают в ремонтную
мастерскую, откуда их после осмотра, очистки передают на склад форм
9. Кроме того, в отделении выполняют техническое обслуживание и
ремонт машин (см 17) по установленному графику.