На автомобилях обеих моделей установлен рупорный электромагнитный
вибрационный звуковой сигнал С309 (рис. 127). Сигнал к кронштейну,
приваренному к поперечине рамы, крепится с помощью шпильки,
вмонтированной в корпус сигнала. Для подключения токового провода в
верхней части корпуса сигнала имеется изолированный штекерный
наконечник. Громкость и чистота звучания регулируются поворотом
винта, расположенного сверху на корпусе сигнала.
Чтобы не было разрегулировки звукового сигнала, положение
регулировочного винта, соответствующее оптимальным параметрам
звучания, фиксируется с помощью контргайки.
К бортовой сети автомобиля система звуковой сигнализации подключена
по однопроводной схеме (рис. 128). <Масса> обеспечивается контактом
крепежной шпильки корпуса сигнала с кронштейном его крепления,
приваренным к кузову автомобиля. Поэтому для обеспечения
качественного звучания необходимо следить за надежностью крепления
сигнала к кронштейну.
Звуковой сигнал включается нажатием на любой из двух включателей,
расположенных по краям спицы рулевого колеса и соединенных между
собой параллельно. Для снижения падения напряжения в цепи звукового
сигнала и разгрузки контактов включателей в цепи питания установлено
промежуточное реле 113.3747. Реле смонтировано на печатной плате
блока реле и предохранителей.
Звуковой сигнал рассчитан на кратковременный режим работы, поэтому
следует избегать длительного его включения.
Следует периодически проверять и при необходимости подтягивать
крепление звукового сигнала к кронштейну, а также следить за
надежностью контакта наконечника токового провода со штекером
питания.
Звучание сигнала должно быть громким и чистым, без хрипов и
дребезжания.
При снижении качества звучания сигнал необходимо отрегулировать путем
незначительного поворота регулировочного винта влево или вправо до
достижения наиболее громкого и чистого звучания. Предварительно
отпустить контргайку и затем надежно ее затянуть. Если не удается
достичь качественного звучания регулировкой, разобрать сигнал, вывернув
четыре соединительных винта, и зачистить контакты прерывателя
электромагнитной системы. После зачистки контакты протереть чистой
ветошью, собрать сигнал и отрегулировать его повторно. Рупор резонатора
содержать в чистоте, периодически очищая его поверхность от налета пыли
и грязи, что значительно улучшает акустические качества сигнала.
Основной неисправностью звуковой сигнализации является отсутствие
сигнала при обрыве соединительных проводов, отсоединении наконечника
провода питания от штекера на корпусе звукового сигнала или ослаблении
его крепления. Возможны также подгар контактов прерывателя
электромагнитной системы, окисление контактных пластин включателя или
разрегулировка и подгар контактов промежуточного реле.
Необходимо убедиться в целости плавкой вставки предохранителя.
Перегоревшую вставку заменить. Если при работающем двигателе сигнал
звучит нормально, а при неработающем хрипло и слабо, это свидетельствует
о разряде аккумуляторной батареи и недостаточном напряжении в цепи.
Хриплое и прерывистое звучание при работе двигателя на средней частоте
вращения свидетельствует о недостаточной надежности крепления сигнала на
кронштейне и нарушении соединения с <массой>. То же бывает и при
разрегулировке сигнала. Необходимо подтянуть гайку крепления сигнала к
кронштейну и отрегулировать качество звучания с помощью регулировочного
винта. Бывает, что при включении сигнал начинает греться, потребляет
большой ток, а звучания нет. В этом случае наиболее вероятно спекание
контактов электромагнитной системы или замыкание катушки электромагнита.
Неисправность устраняется зачисткой контактов с последующей их
регулировкой н заменой сгоревшей катушки электромагнита.