Во время управления автомобилем водитель должен внимательно
наблюдать за дорогой впереди автомобиля, окружающей обстановкой и
движением других транспортных средств спереди, с обеих сторон и
сзади автомобиля, пользуясь зеркалом заднего вида. Для обеспечения
полной безопасности движения необходимо, чтобы наблюдение за дорогой
было непрерывным, для каждого водителя важно выработать навык
распределенного внимания, позволяющий охватывать наблюдением
обстановку в поле зрения, особо выделяя все, имеющее
непосредственное отношение к движению управляемого им автомобиля.
Одновременно с наблюдением за дорогой водитель должен также следить
за показаниями контрольных приборов автомобиля. Расположение органов
управления автомобиля и контрольных приборов показано на рис. 1.
Приемы пользования органами управления
Рулевое управление. Во время движения автомобиля водитель должен
все время держать обе руки на рулевом колесе, чтобы в любой момент
быть готовым к быстрому изменению направления движения; снимать
правую руку с рулевого колеса можно только для переключения передач
и других действий по управлению автомобилем. Следует избегать
поворота передних колес на месте (при неподвижном автомобиле), так
как при этом сильно возрастают напряжения в деталях рулевого
механизма и его привода и увеличивается их износ.
Педаль управления дросселями карбюратора. При нажатии на педаль
дроссели открываются, вследствие чего мощность двигателя и частота
вращения коленчатого вала, а вместе с тем и скорость движения
автомобиля (если сопротивление движению остается постоянным)
возрастают, при отпускании педали дроссели закрываются, мощность
двигателя и частота вращения коленчатого вала уменьшаются. Водитель
нажимает на педаль управления дросселями носком правой ноги. Чтобы
обеспечить устойчивость ноги и избежать непроизвольных нажатий
педали, каблуком следует опираться об пол. Нажимать педаль следует
плавно, отпускать - по усмотрению водителя.
Ручка управления воздушной заслонкой карбюратора. Воздушной
заслонкой пользуются только для пуска и прогрева холодного
двигателя. При вытягивании ручки до отказа воздушная заслонка
полностью закрывается. Происходит сильное обогащение горючей смеси,
приготавливаемой в смесительной камере карбюратора; одновременно
тяга, связывающая рычаг воздушной заслонки с рычагом валика
дросселей, немного приоткрывает дроссели, что облегчает пуск
двигателя.
Рис. 1. Органы управления и оборудование
места водителя: а - контрольные приборы, педали и рычаги; б -
рулевая колонка и левая часть панели щитка приборов:
1-прикуриватель; 2 - пепельница; 3 и 4 - рукоятки привода крышек
наружного и внутреннего люков отопителя; 5 - рукоятка привода крана
отопителя; 6 - радиоприемник; 7 - рукоятка включения радиоприемника
и регулятора громкости; 8 и 9 - кнопки включения диапазонов длинных
и средних волк; 10 - рукоятка настройки 11 - рукоятка включения
вентилятора отопителя; 12 - заслонка люка подачи воздуха из
отопителя; 13 - рукоятка ручного тормоза; 14 - педаль управления
дросселями; 15 - рычаг коробки передач; 16 - педаль тормоза; 17 -
педаль сцепления; 18 - ножной переключатель света; 19 - рукоятка
центрального переключателя света; 20 - рукоятка замка капота- 21
-рукоятка включения омывателя ветрового стекла; 22 - рукоятка
привода жалюзи; 23 - рукоятка включения стеклоочистителя; 24 - замок
зажигания; 25 - рукоятка привода воздушной заслонки карбюратора
Педаль сцепления. При отпущенной педали сцепление включено и
передает крутящий момент от маховика ведущему валу коробки передач.
При нажатии на педаль сцепление выключается, разобщал двигатель от
коробки передач. Педаль нажимают левой ногой. Наиболее удобно
помещать ступню на педаль так, чтобы площадка педали располагалась у
основания пальцев ноги. Выключают сцепление быстрым нажатием на
педаль. Медленное выключение сцепления не только не приносит никакой
пользы, но и является вредным, так как вызывает излишний износ
фрикционных накладок ведомого диска сцепления. Для включения
сцепления педаль отпускают плавно, иначе при трогании с места, а
также после переключения передач происходят рывки автомобиля и
возможна даже поломка зубьев шестерен коробки передач или главной
передачи.
Во время движения автомобиля нельзя держать ногу наседали сцепления,
так как при этом выбирается ее свободный ход, а следовательно, и
зазор, имеющийся между подшипником и пятой рычагов выключения
сцепления, вследствие чего происходит быстрый износ подшипника.
Более сильное случайное нажатие на педаль может вызвать частичное
выключение сцепления, нагрев, износ, а иногда и полное разрушение
(сгорание) фрикционных накладок ведомого диска. Поэтому после
включения сцепления ногу следует снимать с педали и ставить слева от
нее в удобном положении, из которого ногу можно быстро перенести на
педаль.
Рычаг переключения передач. Включать и переключать передачи можно
только при выключенном сцеплении. Для передвижения рычага не следует
применять больших усилий; если включение первой передачи или
передачи заднего хода при трогании с места затруднено (что
происходит, когда торцы зубьев находятся друг против друга), нужно
отпустить и снова нажать педаль сцепления, чтобы шестерни
провернулись. Включая передачу, необходимо передвигать рычаг в
требуемое положение до отказа.
Педаль ножного тормоза. Нажатие на педаль ножного тормоза приводит в
действие механизмы тормозов колес, предназначенные для уменьшения
скорости или полной остановки движущегося автомобиля, и одновременно
включает световой стоп-сигнал. Педаль нажимают правой ногой,
положение ступни на площадке педали должно быть таким же, как
положение ступни левой ноги на педали сцепления.
Рычаг ручного тормоза. Ручной тормоз служит для удержания автомобиля
от самопроизвольного перемещения на стоянках. Рабочим органом
тормоза является рычаг, установленный на полу кузова (до 1972 г. -
вытяжная рукоятка). Для затормаживания автомобиля рычаг тормоза
поворачивают снизу вверх, при Что он автоматически фиксируется в
положении торможения; для отпускания тормоза рычаг, нажимая кнопку
фиксирующей защелки возвращают в исходное положение.
Включатель звукового сигнала позволяет включать сигнал нажатием
кольца включателя на любом его участке, не отнимая рук от рулевого
колеса.
Переключатель указателей поворота. Для подачи сигнала о предстоящем
повороте направо рычаг передвигают пальцем левой руки, не отнимая
руки от обода рулевого колеса, вверх, а для подачи сигнала о
повороте налево -вниз. При возвращении рулевого колеса в положение
движения по прямой сигнал поворота выключается автоматически.
Ручной (центральный) переключатель света. Ручка переключателя может
занимать одно из трех фиксируемых положений:
1) вдвинута до отказа - освещение выключено;
2) выдвинута в среднее положение - включены (в зависимости от
положения ножного переключателя света) передние габаритные фонари
или ближний свет фар, задние габаритные фонари и фонарь освещения
номерного знака;
3) выдвинута до отказа - включен (в зависимости от положения ножного
переключателя) ближний или дальний свет фар, задние габаритные
фонари и фонарь освещения номерного знака.
При втором и третьем положениях ручки переключателя может быть
включено освещение щитка приборов, для чего ручку поворачивают по
часовой стрелке и регулируют ее вращением яркость освещения
приборов.
Ножной переключатель света, установленный слева от педали сцепления,
позволяет: при первом положении ручки центрального переключателя
переключать передние габаритные фонари (подфарники) на ближний свет
фар и наоборот; при втором положении ручки центрального
переключателя переключать ближний свет фар на дальний и наоборот.
Одновременно с дальним светом фар автоматически включается
контрольная лампа дальнего света на щитке приборов.
Переключение производится нажатием на кнопку ножного переключателя,
которую после этого отпускают.