Движение по горным дорогам. Вождение автомобиля в горах требует
от водителя известного опыта и повышенной осторожности. Начинающим
водителям рекомендуется выезд в горные местности после того, как они
получили достаточный опыт управления автомобилем при пробеге по
равнинным дорогам.
Дороги, пролегающие в горной местности, изобилуют поворотами с
малым радиусом и ограниченным обзором пути, а также подъемами и
спусками со значительными продольными уклонами полотна дороги. Во
многих случаях горные дороги проходят рядом с обрывами.
Небольшая величина минимального радиуса поворота автомобиля
"Москвич-412" позволяет легко проходить на горных дорогах самые
крутые повороты. Однако скорость движения на таких поворотах должна
быть значительно снижена во избежание заноса или опрокидывания
автомобиля. Если поворот открытый (дорога просматривается в обоих
направлениях), автомобиль можно вести так, чтобы его левые колеса
шли вплотную к оси проезжей части дороги. На закрытых поворотах, где
обзор дороги впереди автомобиля ограничен, автомобиль нужно
направлять ближе к правой обочине, а приближаясь к повороту,
подавать звуковой сигнал.
Как на поворотах, так и на прямых участках горной дороги, если
встречный разъезд затруднен, преимущественным правом проезда
пользуется водитель автомобиля, движущегося на подъем.
Максимальный продольный уклон дороги, преодолеваемый автомобилем
"Москвич-412" на четвертой передаче, составляет около 7% при
скорости 60-70 км/ч. При большей крутизне уклона или меньшей
скорости движения подъемы преодолевают на одной из понижающих
передач. Наличие четырехступенчатой коробки передач дает водителю
возможность выбрать наиболее подходящую передачу, позволяющую пройти
подъем без перегрузки двигателя, с минимальной затратой времени и
небольшим расходом топлива. Попытка движения на слишком высокой для
данного подъема передаче приводит к перегрузке двигателя и
постепенному уменьшению скорости, что вынуждает водителя переходить
на более низкую передачу. Если водитель, наоборот, ведет автомобиль
на подъем на слишком низкой передаче, двигатель работает на больших
оборотах, скорость, развиваемая автомобилем, получается неоправданно
низкой, а расход топлива большим.
В местах перелома продольного профиля полотна дороги (перехода от
подъема к спуску) обзорность сильно ограничена. Поэтому, приближаясь
к концу подъема, водитель должен занять на дороге крайнее правое
положение и быть готовым к появлению встречных транспортных средств.
Во время движения на затяжных подъемах необходимо следить за
температурой воды в системе охлаждения двигателя; если она
приближается к 110° С, рекомендуется остановиться и дать двигателю
остыть. При этом двигатель должен поработать несколько минут на
малой частоте вращения коленчатого вала.
Для остановок на горных дорогах лучше всего пользоваться
специальными площадками отдыха, а при их отсутствии выбирать по
возможности горизонтальный участок обязательно с достаточной шириной
проезжей части, наличием обочины и обзором в обе стороны.
Останавливая автомобиль на участке, имеющем продольный уклон нужно
надежно затянуть стояночный тормоз, включите первую передачу или
задний ход и подложить под колеса специальные башмаки или камни для
предупреждения скатывания автомобиля под уклон.
при движении на горных дорогах под уклон не следует выключать
передачу. Длинные пологие спуски проходят, применяя торможение
двигателем при включенной четвертой передаче и притормаживая при
необходимости автомобиль ножным тормозом. На более крутых спусках
включает третью передачу, также дополнительно применяя тормоз.