Техническое обслуживание тормозов при ТО-2 начинают с проверки
движения тормозной педали, рычага ручного тормоза и контроля
действия тормозов, управляя ими педалью и рычагом, после чего
выполняют работы ТО-1 тормозов.
Кроме того, надо снять тормозные барабаны и проверить состояние
тормозных механизмов всех колес. При снятых дисках колес и
отпущенном ручном тормозе тормозные барабаны снимаются со шпилек
после отвертывания двух винтов / (рис. 55), которыми они:
прикреплены к фланцам ступиц (передние колеса) или к фланцам
полуосей (задние колеса).
Перед снятием тормозных барабанов задних колес надо полностью
ослабить натяжение тросов ручного тормоза.
Если барабаны снимаются с трудом, то можно использовать
расположенные рядом с крепежными отверстиями специальные резьбовые
отверстия в барабанах, в которые ввертывают два крепежных винта.
Винты, завертываемые в указанные отверстия, упираются во фланец и
отодвигают от него барабан, после чего он обычно легко снимается.
При установке барабанов на место винты снова завертывают в крепежные
отверстия.
При большом износе барабанов снять их иногда не удается, так как на
неизнашиваемой внутренней поверхности у краев барабанов со стороны
тормозных щитов образуется кольцевой выступ, превышающий величину
автоматического отвода колодки от барабана. в этом случае каждую
колодку придется принудительно отвести от барабана дальше, преодолев
специальным приемом силу трения пружинного кольца в цилиндре. Для
этого нужно вставить в отверстие а (см. рис. 48), имеющееся в ребре
колодки вблизи тормозного цилиндра, стальной стержень диаметром 8-10
мм, введя его через специальное отверстие в барабане. Затем,
удерживая стержень рукой, несколько повернуть барабан вместе с
тормозной колодкой (в сторону колесного цилиндра) при помощи другого
рычага, опираясь им на шпильки колесных гаек.
Для отвода задних колодок задних колес вместо стержня можно
использовать тонкостенный торцовый ключ 14 мм или трубку с
внутренним диаметром около 10 мм, надевая ее на выступающий торец
регулировочного винта 8.
Поверхности тормозных колодок и барабанов должны быть сухими.
Колодки, загрязненные смазкой, проникшей через сальники, надо
протереть ветошью, смоченной в бензине, а после этого сухой ветошью.
Фрикционные накладки колодок не должны иметь трещин, изломов,
выкрашиваний и коробления. Обе пружины, стягивающие колодки, должны
быть целыми, как и прижимные боковые пружины.
После этого следует осмотреть тормозные цилиндры. Корпуса цилиндров
должны надежно крепиться к тормозным щитам.
На поверхности цилиндров не должно быть следов просачивания, а тем
более подтекания тормозной жидкости. Этот дефект указывает на то,
что резиновые манжеты соответствующих колесных цилиндров потеряли
упругость и требуют замены. Иногда жидкость просачивается вследствие
сильного загрязнения манжет, что -может быть устранено разборкой и
промывкой тормозного цилиндра.
При снятых барабанах и осмотре механизмов нельзя нажимать на
тормозную педаль. Перемещение колодок при снятом барабане ничем не
ограничивается, и поршни с манжетами давлением жидкости будут
вытолкнуты из тормозного цилиндра наружу, а жидкость вытечет.
Закончив осмотр, поставить на место все барабаны и закрепить их
винтами, после этого проверить действие тормозов.
Если есть признаки, указывающие на присутствие воздуха в системе
гидравлического привода тормозов, то удалить его можно следующим
способом:
отвернуть крышку питательного бачка и, если необходимо, долить
жидкость до нормального уровня;
удалить пыль и грязь с клапанов для выпуска воздуха у всех колесных
цилиндров, протерев их сухой ветошью; достать шланг для прокачки
тормозов; удалить пыль снаружи, а затем и внутри шланга, продув его
воздухом из насоса для накачивания шин. При хранении целесообразно
шланг сворачивать кольцом, надев его концы на какой-нибудь
подходящий стержень или трубку, чтобы предотвратить попадание пыли
внутрь шланга;
подготовить чистый стеклянный сосуд объемом около 200 см3, заполнив
его на 1/3- тормозной жидкостью;
снять резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха у тормозного
цилиндра заднего правого колеса и надеть на сферический наконечник
клапана конец шланга для прокачку/ тормозов, второй, открытый конец
шланга погрузить в приготовленный сосуд с тормозной жидкостью;
затем отвернуть ключом на '/г оборота клапан для выпуска воздуха и
попросить помощника несколько раз энергично нажимать и плавно
отпускать тормозную педаль. При каждом нажатии на педаль из шланга,
опущенного в сосуд с тормозной жидкостью, будет выходить воздух. Как
только при нажатии "на педаль вместо пузырьков воздуха начнет
поступать тормозная жидкость, нужно прекратить прокачку и, оставив
педаль нажатой, плотно завернуть клапан для выпуска воздуха, после
чего снять шланг и надеть на клапан снятый защитный резиновый
колпачок.
Во время прокачки тормозов наблюдают за уровнем тормозной жидкости в
резервуаре питательного бачка и систематически доливают ее (как
правило, это приходится делать после прокачки каждого колесного
цилиндра).
При нормальном уровне жидкости можно сделать 12-15 нажатий на
педаль. После этого необходимо доливать жидкость, не допуская
осушения дна питательного бачка, чтобы избежать проникновения
воздуха в главный тормозной цилиндр, иначе прокачку придется
начинать сначала.
Наиболее целесообразна следующая последовательность удаления воздуха
из колесных тормозных цилиндров: правое заднее колесо, левое заднее,
правое переднее и левое переднее колеса.
Тормозная жидкость, выпущенная в сосуд при прокачке, вторично может
быть использована для заправки системы только после того, как она
отстоится не менее суток до полного удаления находящегося в ней
воздуха и опускания на дно, сосуда осадков.
Далее нужно проверить крепление промежуточного рычага ручного
привода на его оси и, если необходимо, отрегулировать привод
тормозов, уменьшая длину тросов с помощью регулировочных гаек, как
это было описано выше.
В том случае, когда длиной тросов тормоз отрегулировать не удается,
потребуется регулировка взаимного положения разжимных рычагов и
тормозных колодок с помощью эксцентриковых пальцев, которая
выполняется следующим образом: снять тормозные барабаны задних
колес;
попросив помощника передвигать вверх и вниз рычаг тормоза,
проследить, легко ли при этом перемещаются в обе стороны тросы 13
(см. рис. 48) в направляющих трубках, разжимный рычаг 10 на
регулировочном винте 8 и колодки тормозных механизмов обоих колес;
при заедании какой-либо детали надо найти и устранить причину этого
недостатка. Проверяя подвижность деталей, когда рычаг ручного
тормоза опущен, надо попытаться сдвинуть нижний конец разжимного
рычага назад вместе с тросом (помочь действию пружины 12 троса).
Если трос с рычагом отодвинутся при этом еще несколько назад,
следует найти и устранить причину их заедания. Чаще всего требуется
просто смазка троса в направляющей трубке и рычага 10 па
эксцентриковом винте и втулке;
ослабить натяжение задних тросов, отвернув регулировочные гайки
задних тросов до края регулировочных наконечников;
отвернуть ключом контргайку 3 (см. рис. 55) регулировочного винта
(пальца) 14 на один-два оборота, придерживая винт отверткой;
удерживая тормозные колодки прижатыми к их нижним опорам и к
распорной планке 2 (см. рис. 48) при помощи дополнительных рычагов
(можно использовать монтажные лопатки для шин), медленно
поворачивать отверткой регулировочный винт 8 по ходу часовой
стрелки, приближая этим нижнюю часть рычага 10 к задней тормозной
колодке до тех пор, пока зазор между задним торцом наконечника 11
троса (бонкой) и ободом колодки уменьшится до 4-6 мм (при
регулировке трос должен перемещаться назад вместе с концом рычага 10
под действием пружины 12);
удерживая в отрегулированном положении винт 8 отверткой, затянуть
ключом его контргайку;
выполнить указанные операции для тормозного механизма второго
колеса;
поставить на место тормозные барабаны;
подтянуть тросовый привод ручного тормоза регулировочными гайками
уравнителя, как это было описано в работах ТО-1, после чего
проверить действие тормоза.