Борьба за скорость и мореходность судна,
продолжение
Появление судов на подводных крыльях, воздушной подушке и гибрида
глиссера и самолета - экраноплана позволило при одинаковой относительной
скорости значительно уменьшить удельное сопротивление воды движению - R/D.
Это хорошо видно на графике рис. 13; удельное сопротивление R/D (где R -
сопротивление, D - водоизмещение судна) по мере подъема корпусов судов
над водой уменьшается.
Борьба за скорость стала особенно интенсивной во второй трети XX века.
Этот период отличается резким ростом скоростей всех видов транспорта.
Однако если в авиации скорости далеко перешагнули за звуковой барьер, то
на воде, за исключением отдельных рекордных судов, скорости обычно не
превышают 60-130 км/ч.
Вместе с тем конструкции гоночных судов быстро прогрессируют и,
безусловно, оказывают положительное влияние на общее развитие
малотоннажного судостроения - в этом техническое значение зародившегося
на грани XIX и XX вв. водно-моторного спорта.
История рекорда скорости на воде неразрывно связана с соревнованиями за
интернациональный Британский приз, учрежденный в 1903 г. К состязаниям
за этот приз допускались моторные лодки любых типов, но с единственным
условием: лодки и двигатели должны быть построены в стране, под флагом
которой выступал гонщик.
Установление мировых рекордов скорости на воде требует высокого
мастерства и напряжения всех сил и не всегда заканчивается благополучно.
В борьбе за достижение абсолютной скорости на воде неоднократно гибли
суда и спортсмены, однако борьба за скорость не прекращалась.
Летом 1930 г. погибли англичане Генри Сигрейв и его механик Холиуэй,
пытавшиеся побить свой абсолютный рекорд. Катер Си-грейва Мисс Англия-П,
развив скорость более 130 км/ч, перевернулся и затонул.
Двадцать девятого сентября 1952 г., показав скорость 332,7 км/ч, погиб
англичанин Д. Кобб. Его глиссер Крестоносец с реактивным двигателем Де
Хавиленд зарылся в воду на финише и развалился на куски.
В 1954 г. погиб на последних метрах дистанции итальянец Марно Верга во
время аварии глиссера Jlaypa-111.
Осенью 1956 г. погиб на Сло-Мо-Шен-IV американец Стенли Сайерс,
абсолютный мировой рекордсмен 1950-1952 гг. на воде.
Все' эти катастрофы взволновали не только спортивный мир. Стало
очевидным, что для установления абсолютного рекорда скорости на воде
нужна не только отвага и мастерство гонщика, а тщательная инженерная
подготовка, требующая длительного напряженного труда.
По этому пути пошел знаменитый англиискии испытатель Дональд Кэмлбелл,
продолжатель дела и преемник славы отца, самого"быстрого человека" мира - Малькольма Кэмпбелла, которому в
течение ряда лет принадлежали абсолютные рекорды скорости на земле и
воде.
Рис. 3. Глиссер Синяя птица Дональда Кэмпбелла.
Глиссер Д. Кэмпбелла Синяя птица (Blue bird - англ.) готовился к
побитию мирового рекорда с 1949 г. (рис. 3). Модель судна неоднократно
испытывалась в аэродинамической трубе и onытовом бассейне. Управляемую
по радио модель судна испытывали на скорости 150 км/ч в натурных
условиях на озере. На Синей птице был установлен реактивный двигатель с
тягой 1816 кг. В важнейших узлах судна имелись датчики, регистрировавшие
и передававшие на береговой наблюдательный пункт данные о напряжениях.
Зимой 1955 г. Синяя птица была спущена на воду на озере Эльс-ворт
(Англия). С этого времени, постепенно наращивая скорость с 325,16 до
444,60 км/ч, Дональд Кэмпбелл побивал собственные рекорды. Последний
заезд 4 января 1967 г. оказался роковым для Дональда Кэмпбелла.
Приближаясь к первому бую мерного километра Синяя птица достигла
скорости 527,8 км/ч, после чего, сбавив (по неизвестной причине)
скорость до 464 км/ч, у финиша потеряла управление, взлетела в воздух, а
затем врезалась в воду и затонула.
Д. Кэмпбелл погиб в возрасте 46 лет в ореоле славы абсолютного
рекордсмена мира на воде.
Последний рекорд Д. Кэмпбелла не был зарегистрирован, так как 130 м,
отделявшие глиссер от финиша, были пройдены по воздуху.
Сейчас в Англии разработан проект рекордного глиссера с дельтавидным
корпусом, сложной кривизной редана, катапультой для гонщика и другими
приспособлениями, увеличивающими безопасность. В память Дональда
Кэмпбелла решено назвать глиссер Синей птицей (рис. 4).
Дональд Кэмпбелл погиб, достигнув скорости 498,88 км/ч, а через полгода,
30 июня 1967 г., на озере Гантерсвилл (штат Алабама, США) американец Ли
Тейлор на реактивном глиссере Хаслер развил скорость 458,5 км/ч, побив
официальный рекорд Д. Кэмпбелла 1964 г. и завоевав кубок Р. Эванса до
этого около 12 лет находившийся у Д. Кэмпбелла.
Рис. 4. Проект гоночного глиссера с дельтавидным
корпусом.
В СССР водно-моторный спорт получил широкое развитие в послевоенные
годы. Чемпионаты СССР по водно-моторному спорту, носившие ранее
эпизодический характер, с 1956 г. стали проводиться ежегодно.
Систематическое проведение соревнований внутри обществ перед
чемпионатами "СССР способствует увеличению числа спортсменов в
водно-моторных секциях коллективов физической культуры и Морских клубах
ДОСААФ. Водно-моторный спорт в СССР становится подлинно массовым, растет
техническое и тактическое мастерство не только ведущих спортсменов, но и
рядовых гонщиков.
Любительское судостроение и водно-моторный спорт получили в последние
годы хорошую базу для развития. Предприятиями отечественной
промышленности освоен выпуск подвесных моторов различных марок, а также
катеров и моторных лодок для использования в народном хозяйстве и для
удовлетворения запросов широких масс населения.
Большую работу по развитию любительского судостроения проводит
Центральный Морской клуб (ЦМК) ДОСААФ, разрабатывающий чертежи
малотоннажных судов для постройки первичными организациями ДОСААФ и
отдельными любителями.1
Говоря о достижениях малотоннажного судостроения, следует упомянуть и о
роли специалистов, оказывающих практическую помощь любителям.
Работы и информации Ю. Ю. Бенуа, Ю. В. Емельянова,
Л. Л. Ермаша, Л. М. Кривоносова, Э. Э. Клосса, В. А. Лазарева , Г. Б.
Либефорта, Ю. А. Манжоса, А. И. Павлова-, Л. Е. Трегубенко и многих
других являются основным фондом любительского судостроения.
Огромна роль общественной редколлегии популярнейшего издания - сб.
"Катера и Яхты", вдумчиво отбирающей лучшее из отечественного и
зарубежного опыта малотоннажного судостроения и сделавшей сборник
трибуной обмена опытом и информацией специалистов и любителей.
Большую работу проводит секция малотоннажного судостроения Центрального
правления научно-технического общества судостроительной промышленности
им. акад. А. Н. Крылова, устанавливающая деловые контакты со многими
судостроительными и моторостроительными предприятиями и ведущими
проектными организациями независимо от их ведомственной принадлежности и
оказывающая им серьезную помощью в отработке новых судов, подвесных
моторов и стационарных судовых двигателей.