Выбор наивыгоднейших для каждого случая элементов судна изучается в
курсе проектирования судов, а вопросы, связанные с поведением судна на
воде, изучаются в курсе теории корабля, причем проектирование судов
основывается на данных теории корабля.
Детальное изучение этих сложных наук не под силу и не всегда
необходимо любителю, однако для проектирования и постройки даже самого
малого мотосудна следует овладеть основами этих наук, так как при всей
простоте устройства по сравнению с крупными судами моторная лодка
остается инженерным сооружением.
Конечно, можно взять любую лодку (как это иногда и наблюдается на
практике), поставить на нее какой-то двигатель и, если только лодка не
утонет от перегрузки или не перевернется от неправильного размещения
грузов, она, разумеется, будет перемещаться по воде. Однако такая
<моторная лодка> не может иметь каких-либо хороших качеств.
Не лучший результат получается и в том случае, когда за основу берется
корпус хорошей формы, но для усиления какого-то одного качества,
например, вместимости, удобства расположения и т. п., произвольно
меняются элементы мотолодки (длина, ширина, расположение двигателя и
пр.). Изменяя, например, длину моторной лодки, мы тем самым влияем на ее
скорость хода, послушность рулю и другие качества; выбирая другую
ширину, изменяем остойчивость и т. д. Дело в том, что улучшение одних
качеств обычно вызывает ухудшение других, и при грамотном проектировании
моторной лодки для многих противоречивых требований находят какое-то
компромиссное решение. Произвольное нарушение достигнутого равновесия
резко ухудшает все показатели.
В дальнейшем будут изложены основные сведения по теории корабля и
проектированию судов (применительно к малотоннажным моторным судам) в
той последовательности, в которой они становятся необходимы строителю,
обдумывающему элементы будущей моторной лодки или катера. При
проектировании нового мотосудна в качестве исходного образца используют
одно или несколько мотосудов, наиболее совершенных и подходящих для
данных условий.
Многолетний опыт постройки и эксплуатации моторных лодок и катеров дает
богатейший материал для такого выбора. Поэтому непременным условием для
каждого проектировщика должно быть максимальное использование
статистических данных, знание общих вопросов развития малотоннажных
моторных судов. Это поможет избежать ошибок и сбережет много труда и
времени.
Помещенные в книге таблицы и чертежи моторных лодок и катеров,
преимущественно новейшей постройки, могут помочь любителям в выборе того
или иного типа мотосудна. Однако авторы не ставили задачи создания
справочника по всем многочисленным типам мотосудов. Решающее значение
должно приобрести самостоятельное проектирование на основе изложенных
сведений.