Двигатели и устройства малотоннажного моторного судна
Общие сведения о двигателях
Использование на лодках автомобильных двигателей
Зачастую любители используют списанные в автохозяйствах двигатели,
самостоятельно их ремонтируя. В этом случае график рис. 135 позволяет
получить только ориентировочные данные. При этом полезно учитывать
техническое состояние двигателя, качество ремонта, величину расшлифовки
цилиндров, отклонение от номинальных размеров шеек коленчатого вала и
сообразно этому определять режим работы двигателя на судне.
Тихоходные туристские суда с большой осадкой лучше используют мощность
двигателя при меньшем числе оборотов и винте большего диаметра (обычно
необходим редуктор) и, наоборот, быстроходные суда - при большем числе
оборотов и винте меньшего диаметра (здесь часто приходится применять
мультипликаторы - ускоряющие передачи).
Выбранный режим работы двигателя на судне можно обеспечить: а)
устройством ограничителя, не позволяющего открыть дроссельную заслонку
карбюратора полностью; б) установкой между фланцами карбюратора и
всасывающего коллектора дроссельной шайбы из жести или латуни,
ограничивающей проходное сечение всасывающего канала; в) путем подбора
гребного винта, снижающего число оборотов двигателя до рекомендуемых.
Во всех случаях целесообразно проверять тахометром число оборотов
двигателя при полной (расчетной) нагрузке судна на ходу; это дает
уверенность в правильности выбранного режима.
Проверку сопротивления судна можно произвести таким способом: судно
буксируют автомобилем на участке длиной 30-50 м, размеченном через 1 м\
сопротивление судна R (кГ) замеряют динамометром, установленным на тросе
между судном и автомобилем так, чтобы с судна можно было видеть
показания динамометра. Пройденный судном путь sc (м) определяют по
размеченной для автомобиля дорожке, а время t (сек), затраченное на
прохождение пути, отсчитывают по секундомеру.
По буксировочной мощности легко определить эффективную мощность Ne,
воспользовавшись формулой и коэффициентами, которые приведены в 8.
Определяя сопротивление судна R методом буксировки автомобилем, не
следует пользоваться спидометром для замера скорости буксировки v, так
как на малом участке спидометр не дает точных показаний.
Перед буксировкой судно необходимо загрузить расчетной нагрузкой и
правильно удифферентовать; руль должен быть в ДП, а гребной вал (при
установленном винте) отсоединен от двигателя, но не застопорен.
Буксировку следует проводить в сухую погоду, чтобы избежать влияния
пробуксовки автомобиля на результат испытаний.
Проведя испытания на разных скоростях 4-5 раз, по замерам R и v можно
построить кривую зависимости сопротивления от скорости, как показано на
рис. 185.
Топливная система. На судне, в отличие от автомобиля, обычно угол
наклона оси коленчатого вала достигает 15° и более. Для исключения
возможных перекосов и неплотного закрытия игольчатого клапана и
обеспечения нормального уровня бензина во всех каналах карбюратор
целесообразно устанавливать горизонтально. При этом используют
клиновидную металлическую шайбу-прокладку, которую можно совместить с
дроссельной шайбой.
Шайба-прокладка имеет отверстие для прохода горючей смеси, по диаметру
равное (или меньше - для дросселирования, если нужно) отверстию во
фланцах карбюратора и коллектора, и отверстия под шпильки крепления;
тонкая сторона клина должна быть толщиной 1-2 мм, а толстая
соответствовать углу наклона оси коленчатого вала. Между плоскостями
соприкосновения шайбы-прокладки и фланцев ставят прокладки из прессшпана
толщиной 0,3-0,5 мм. В связи с тем что на судне в карбюратор поступает
достаточно чистый (в отличие от автомобиля) воздух, громоздкие
воздухоочистители можно снять и заменить их простейшими
филь-трами-огнегасителями с сеткой. Площадь пламегасительной сетки
должна быть в 2,5-3 раза больше площади всасывающего патрубка
карбюратора.
Обычно для улучшения дифферентовT судна и уменьшения пожарной опасности
топливный бак устанавливают отдельно от двигателя в носу или корме. В
зависимости от того, на какой высоте относительно карбюратора расположен
бак, выбирают один из следующих вариантов подачи горючего: самотеком;
штатным бензонасосом двигателя; под давлением воздуха.
Безусловно, наиболее надежную подачу горючего из бака в карбюратор
обеспечивает штатный бензонасос. При отсутствии бензонасоса в том
случае, если бак расположен выше карбюратора, применяют подачу горючего
самотеком, а если ниже, оборудуют подкачку воздуха в топливный бак
ручным насосом. Когда используют подкачку воздуха, на щитке приборов
следует установить манометр, показывающий давление в топливном баке (оно
не должно превышать 0,1 кГ/см2). Необходимо отметить некоторую пожарную
опасность этого метода подачи горючего, поэтому применять его следует с
большой осторожностью.
При подаче горючего самотеком или штатным бензонасосом в пробке
бензобака следует просверлить <воздушное> отверстие диаметром 1-1,5 мм;
при подаче горючего под давлением отверстие для воздуха не делают.
На топливной магистрали обязательны запорный кран и отстойник.