Двигатели и устройства малотоннажного моторного судна
Общие сведения о двигателях
Стационарные двигатели
Судовой двигатель СМ.-557-Л
Богородский механический завод выпускает судовой стационарный
двигатель СМ-557-Л мощностью 13,5 л. с. для установки на моторных судах
различного назначения, за исключением гоночных.
Если этот двигатель используют на рыбацкой лодке водоизмещением 450 кг,
то он обеспечивает скорость хода около 20 км!ч, на туристском катере
(четырехместном) - до 32 км/ч, на стандартной Казанке с водометом и 1
чел. - 32 км/ч, с 4 чел. - 27 км/ч, развивая упор на швартовах 115 кг.
Двигатель двухтактный, двухцилиндровый, бензиновый, карбюраторный, с
кривошипно-камерной дефлекторной продувкой и всасыванием смеси в картер
через автоматические пластинчатые клапаны, которые открываются при
движении поршня к ВМТ (верхней мертвой точке) под воздействием
разрежения, создающегося в картере.
Карбюратор - мотоциклетного типа К-36Л или К-55 с диффузором диаметром
22 мм и жиклером производительностью 300. Топливо из бака,
устанавливаемого в любом месте мотолодки, подается диафрагменным
насосом.
Зажигание от двухискрового агрегатного магнето типа М-48Б с
автоматической регулировкой угла опережения зажигания. Двигатель
запускают ножной педалью стартера мотоциклетного типа и останавливают,
нажав кнопку стоп, замыкающую цепь низкого напряжения магнето на массу.
Охлаждение принудительное, забортной водой, самовсасывающим насосом с
резиновой крыльчаткой.
Первоначально охлаждается водяная полость выхлопного коллектора, а затем
немного подогретая вода поступает в водяную рубашку цилиндров и головки
цилиндров двигателя.
Двигатель посредством фрикционной однодисковой муфты соединен с
реверс-редуктором, понижающим число оборотов гребного вала.
Для включения холостого, переднего и заднего хода предусмотрена
рукоятка, сблокированная с рычагом переключения редуктора. Управление
карбюратором и реверс-редуктором может быть местным и дистанционным.
Завод выпускает двигатель комплектно с гребным валом, эластичной муфтой
соединения гребного и выходного вала реверс-редуктора, поджимным
сальником дейдвуда, кронштейном гребного вала с резино-металлической
втулкой, рассчитанной на смазку водой, гребным винтом, глушителем с
уплотнительным устройством, водо-заборником, заборным и сливным
штуцерами, шлангами и комплектом инструмента.
Комплектность поставок, простота устройства и монтажа, сравнительно
небольшой вес при достаточно высоких технических данных обусловили
широкое применение двигателя СМ-557-Л на многих оторных судах,
водоизмещающих и движущихся на переходном режиме.
Разработан и выпускается промышленностью вариант этого двигателя с
водометным движителем СМ-500-В.
Техническая характеристика стационарного судового двухтактного
карбюраторного бензинового двигателя СМ-557-Л
Число цилиндров ....................................2
Диаметр цилиндра, мм .........................67,5
Ход поршня, мм......................................69
Рабочий объем цилиндров, см3...........494
Степень сжатия ......................................6
Мощность при 3400 об/мин, л. с.........13,5
Удельный расход топлива, г/л. с.-ч ................370
Зажигание (от агрегатного магнето) .........М-48Б
Карбюратор...................К-55 или К-36Л
Вес двигателя с реверс-редуктором, кг ..... . 43
Удельный вес двигателя, кг/л. с..................3,2