поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Мировое судоходство (продолжение)
Кризис мирового судоходства выразился в постоянном большом излишке
флота, главным показателем которого является "прикольный тоннаж". Это -
суда не действующие, находящиеся на приколе, отстаивающиеся, по
существу, ржавеющие в бухтах Скандинавских стран, у берегов Греции и в
других районах мира.
В 1973 г. на приколе были суда общим дедвейтом 0,9 млн. т (в том числе
0,4 млн. т - танкеры). В 1975 г. эти цифры подскочили до 48,7 млн. т
(41,3 млн. т). В 1979 и 1980 гг. прикольный флот уменьшился до 8-9 млн.
т, с 1981 г. стал снова расти. Максимальный дедвейт прикольного флота
был зарегистрирован в мае 1983 г.-100,5 млн. т, в том числе 75,1 млн. т
- танкеры. В 1984-1986 гг. наблюдалось снижение прикольного тоннажа, на
начало 1986 г. он составил 42,5 млн. т [102].
Не весь излишний тоннаж выражен в цифрах дедвейта прикольного флота.
Многие суда отстаиваются в портах с сокращенным экипажем, некоторые,
особенно крупнотоннажные танкеры, эксплуатируются на малом ходу с
неполной загрузкой или служат плавучими нефтехранилищами. К началу 1987
г. дедвейт лишнего флота для массовых грузов составлял около 100 млн. т.
По прогнозам, в 1988 г. он сохранится на уровне 80 млн. т [22].
Пользуясь кризисным положением в судоходстве, наличием излишков тоннажа,
некоторые нефтяные монополии нередко предпочитают выводить часть своего
флота из эксплуатации и арендовать танкеры на стороне по бросовым ценам,
извлекая дополнительные прибыли.
Высокий уровень излишнего тоннажа поддерживается в результате
субсидирования судостроения и судоходства со стороны капиталистических
государств. В ряде случаев поставки нового тоннажа, например судов,
перевозящих сухие массовые грузы, происходят быстрее, чем списываются
суда в металлолом.
Несмотря на кризисные явления вклад морского транспорта в мировую
"океаническую продукцию" растет. Вклад этот можно оценить расходами на
фрахт, которые с начала 70-х годов оценивались в 40 млрд. долл., а в
начале 80-х годов выросли в три раза. В ближайшее десятилетие вклад
морского транспорта будет увеличиваться, хотя и не так быстро. Основными
предпосылками роста перевозок по-прежнему остаются углубление
международного разделения труда на основе научно-технического прогресса,
неравномерность территориального распределения производительных сил,
добывающей и перерабатывающей промышленности, цикличность
капиталистического хозяйства и развитие освободившихся стран, быстрые
темпы роста производства в странах социализма, сохраняющийся высокий
уровень прироста населения, главным образом в освободившихся странах, и
др.
По некоторым прогнозам (например, японского института морских
исследований), морские перевозки массовых грузов к 1990 г. превзойдут
"пиковый" уровень 1979 г. и вырастут по нефти до 1,6 млрд. т, углю - 301
млн. т, железной руде - 340 млн. т, зерну-248 млн. т и т. д. (по всем
сухим грузам до 2,4-2,7 млрд. т против 1,9 млрд. т в 1982 г.).
Увеличение перевозки грузов потребует и некоторого увеличения тоннажа
морского флота. Тоннаж балкерного флота (судов для навалочных грузов и
нефти) предположительно возрастет до 210 млн.т дедвейта (155 млн. т в
1982 г.) и до 228 млн. т в 1995 г. К этому времени начнется и рост
танкерного тоннажа (в 1990 г. он будет ниже уровня 1982 г., составит 200
млн. т). Ожидается рост тоннажа универсального флота и судов для
перевозки генеральных грузов.
Современное морское судоходство входит в сложную
организационно-технологическую систему перевозок, позволяющую в
минимальные сроки доставить грузы "от двери до двери" с использованием
всех видов береговых и морских транспортных средств.
Широкое развитие получила контейнерная транспортно-технологическая
система, включающая специализированные суда - контейнеровозы,
контейнерный парк, перевалочные контейнерные базы (терминалы), средства
внутреннего транспорта. перегрузочную технику. Самой протяженной в мире
является Транссибирская контейнерная линия, включающая Транссибирскую и
Байкало-Амурскую магистрали и два морских плеча - Европейское (между
советскими портами Балтийского и Черного морей и Западной Европой) и
Дальневосточное (между портом Находка, японскими портами и Гонконгом).
Время транспортировки контейнера между Лондоном и Иокогамой при хорошей
организации работ не превышает 30 дней.
Значительно облегчили связь с берегом ролкеры - суда, позволяющие
производить погрузку и выгрузку без специальных причалов и портового
оборудования, вкатывая груз прямо с берега на судно. Такие суда
применяются для перевозки не только контейнеров, но и пакетов, колесной
и гусеничной техники, нестандартного крупногабаритного оборудования.
В большой степени приспособлена к работе на мелководье лихтерная
транспортно-технологическая система. Ее применение оживляет работу
мелководных и речных -портов, позволяет эффективно взаимодействовать с
речным транспортом. Лихтеры-баржи вместимостью по 1000 т и более
нагружают в речных портах и транспортируют до устьевого порта, где
лихтеровоз (баржевоз) принимает их прямо на рейде. Один лихтеровоз
перевозит более 60 лихтеров. В рамках СЭВ успешно действует созданная в
1978 г. международная система "Интерлихтер", связывающая порты Дуная,
Южной и Юго-Восточной Азии и позволяющая доставлять грузы без перевалки.
Системой "Интерлихтер" пользуются не только страны-учредители, но и
торговые фирмы многих других государств.
В СССР в 1984 г. на судоверфи в Керчи был заложен атомный лихтеровоз "Севморпуть",
дедвейтом 26,4 тыс. т, мощностью атомной энергетической установки в 40
тыс. л. с. Лихтеровоз предназначен для доставки различных грузов в
лихтерах и контейнерах в северные районы страны.
Широкое развитие получает паромная система перевозок, чему способствуют
распространение бесперегрузочных перевозок, развитие туризма и
автотуризма. Паромная система обеспечивает линии сравнительно небольшой
протяженности с устойчивыми грузовыми и пассажирскими перевозками, с
высокой частотой отправки.
В мире действует более 300 паромных линий. Наиболее интенсивно морские
паромные перевозки осуществляются в Японии, США, Канаде, многих
европейских странах. Высока интенсивность паромных перевозок в
Балтийском море, где работает около 50 переправ. Все большее развитие
паромные перевозки получают в странах СЭВ. За 1981-2000 гг. объем
паромных перевозок должен увеличиться в 5 раз, а их доля в общем объеме
перевозок вырастет с 0,9% до 3,6%.
Хорошие перспективы для развития паромных перевозок имеются в Советском
Союзе. Одна из крупнейших в мире паромная переправа Ильичевск - Варна в
3-4 раза ускорила доставку грузов, что особенно важно для
скоропортящейся продукции болгарского экспорта в СССР. В 1986 г. начала
действовать железнодорожно-паромная переправа между портами Клайпеда и
Засниц-Мукран (ГДР).
Хорошо показала себя на прибрежных линиях система перевозки грузов
барже-буксирными составами, в которые входят буксиры-толкачи и баржи
дедвейтом до 7 тыс. т. Построечная стоимость буксира с баржей почти на
40% ниже стоимости постройки обычного судна такой же грузоподъемности,
ниже и эксплуатационные расходы, так как обеспечивается непрерывная
работа наиболее дорогой части состава - буксира.
Развитие морского транспорта связано не только с внешнеэкономическим
обменом, но и с освоением ресурсов самого океана. Морские промыслы нефти
и газа вызвали к жизни две тенденции. Одна из них связана с широким
использованием трубопроводного транспорта (о чем подробнее будет сказано
ниже), другая - с созданием и применением большого числа
специализированных судов: для снабжения буровых платформ, водолазного
обеспечения, подвозки труб, установки якорей,
противопожарно-спасательных функций. Развитие флота специализированных
судов связано не только с потребностями своей страны, но и с
предоставлением их услуг другим странам, со сдачей их в аренду. Мировой
флот нетранспортных судов с 1981 по 1986 г. вырос на 12,7% и составил
32,3 млн. т [23]
Развитие морских отраслей производства определило наряду с увеличением
флота специализированных и рост числа транспортных судов, которые все в
большей мере используются для перевозки грузов, добытых непосредственно
в море: нефти и газа, железо-марганцевых конкреций, да и продукции
рыбопромыслового флота - рыбы, консервов, рыбной муки.
В связи с освоением океана интерес проявляется к новому типу судна, "Ро-Флоу",
перевозящему тяжеловесные и крупногабаритные грузы для строительства
морских буровых платформ. Применяются суда на воздушной подушке для
быстрой доставки и эвакуации людей на буровых платформах,
суда-траншеекопатели для прокладки трубопроводов и т. д.
Следует заметить, что по мере удаления нефтепромыслов от берега и
особенно в связи с добычей железо-марганцевых конкреций в глубоководных
районах океана необходимость в применении крупного танкерного и
балкерного флота возрастет.
Своеобразна реакция пассажирского флота на процесс освоения океана.
Сокращение объема перевозок "деловых" пассажиров компенсируется
развитием морской рекреации, развитием круизных маршрутов. Оживилась
постройка и пассажирских судов для перевозки рабочей силы на промыслы, в
том числе высокоскоростных для экстренных случаев.