Электрическая энергия на автомобиле используется для освещения дороги
и автомобиля, световой и звуковой сигнализации, приведения в действие
системы пуска двигателя, питания контрольно-измерительных приборов и
приведения в действие вспомогательного оборудования (стеклоочистители,
электродвигатели вентиляторов и др.).
Все приборы и аппараты, служащие для вырабатывания и использования
электрической энергии, а также соединительная проводка и арматура,
составляют в совокупности систему электрооборудования автомобиля.
В зависимости от того, служат ли приборы и аппараты электрооборудования
для производства или потребления электрической энергии, они делятся на
две группы:
1) источники электрического тока и
2) потребители электрического тока.
Источниками электрического тока на автомобиле являются аккумуляторная
батарея и генератор. Аккумуляторная батарея снабжает потребителей
электрической энергией в период работы двигателя автомобиля на малых
оборотах или при его остановке. Генератор вырабатывает электрическую
энергию и питает ею потребители в период работы двигателя с большим и
средним числом оборотов.
В отдельных случаях, при большом потреблении электрической энергии (езда
ночью с полным светом, пользование вспомогательным оборудованием,
сигналами и т. п.) питание потребителей осуществляется совместно
генератором и аккумуляторной батареей.
В том случае, если генератор вырабатывает энергии больше, чем необходимо
для питания потребителей, то излишки ее используются для зарядки
аккумуляторной батареи.
В электрической цепи между генератором и батареей устанавливается
автоматический аппарат - реле-регулятор. Назна-18*
чение, устройство и работа этого аппарата были рассмотрены раньше.
Потребители электрического тока весьма разнообразны и по своему
назначению могут быть разделены, примерно, на следующие группы.
Система освещения, состоящая из фар, подфарников, плафонов (для
внутреннего освещения), предохранительных устройств и переключателей.
Система сигнализации, состоящая из указателей поворотов, стоп-сигналов,
звуковых сигналов и т. п.
Система пуска двигателя, служащая для проворачивания коленчатого вала
двигателя при пуске и состоящая из электродвигателя (стартера) и
специальных устройств для его включения в цепь и для соединения вала
якоря с коленчатым валом двигателя.
Контрольно-измерительные приборы: амперметр, показывающий силу зарядного
(разрядного) тока, указатель уровня бензина в баке, указатель давления
масла в системе смазки и указатель температуры воды в системе охлаждения
двигателя и др.
Вспомогательное оборудование, предназначенное для повышения безопасности
и улучшения комфортабельности езды в автомобиле - стеклоочистители,
вентиляторы для вентиляции, отопление кузова, электроприкуриватели,
радиоприемники, электрочасы и т. п.
Система электрического оборудования автомобиля <Москвич> имеет
номинальное напряжение 6 в, автомобилей М-20 <Победа> и ЗИМ - 12 в.
Система освещения
В систему освещения автомобилей входят: фары, подфарники, фонарь
освещения номерного знака, задние фонари, центральный переключатель
освещения, ножной переключатель света фар, лампочки освещения приборов,
плафон для внутреннего освещения кузова, плавкие или тепловые
предохранители (с биметаллическими пластинами).
Устройство фары автомобиля М-20 <Победа> показано на фиг. 168. Основными
частями фары являются: полуразборный оптический элемент, состоящий из
рефлектора (отражателя) 4, рассеивателя 5 и резиновой прокладки 3,
соединенных в одно целое; лампочка 6 с патроном 8 и штепсельной крышкой
/; корпус 2\ облицовочный ободок 7. Фары установлены в крыльях
автомобиля. Для замены вышедшей из строя лампы патрон с лампой
вынимается на наружную сторону рефлектора. После снятия патрона из него
вынимают лампу. Для снятия патрона с лампой необходимо отвернуть винт в
нижней части ободка, снять ободок, а затем вынуть оптический элемент.
Затем, сдвинув с втулки рефлектора карболитовую крышку, вынимают патрон
с лампой.
Фиг. 168. Устройство фары автомобиля М-20
"Победа".
Чтобы нити накала лампы точно устанавливались в фокусе рефлектора1,
цоколь лампы снабжен фланцем. Этот фланец припаян к цоколю в строго
определенном положении. Для соединения с пружинными защелками патрона
фланец имеет несимметричные вырезы.
Лампа устроена следующим образом. В стеклянном баллоне расположены две
нити накала, изготовленные из тугоплавкого металла (вольфрама). Одна
нить установлена в центре лампы -в фокусе рефлектора, другая - несколько
выше. Один конец каждой нити присоединен к изолированным контактам,
другой - к цоколю лампы.
Переключение питания электроэнергией с одной нити лампы на другую
осуществляется ножным переключателем света фар, путем нажатия на его
кнопку. Включение лампы фары осуществляется центральным переключателем
света, расположенным на переднем щитке кузова. При вытягивании кнопки
центрального переключателя до отказа включается одна из нитей накала
лампы, в зависимости от положения контактов ножного переключателя.
Нажатием на кнопку переключателя левой ногой осуществляется выключение
одной нити и включение другой. При повторном нажатии на кнопку
выключается последняя нить и включается первая и т. д.
Так как нить, расположенная в центре лампы, находится в фокусе
рефлектора, то даваемый ею световой поток отражается от рефлектора
параллельным пучком (<дальний свет>). Нить, расположенная выше фокуса
рефлектора, обеспечивает получение пучка света, направленного наклонно к
дороге и освещающего дорогу непосредственно перед автомобилем (<ближний
свет>). При разъезде с встречным транспортом обязательно пользоваться
ближним светом.
Кроме фар, автомобили М-20 <Победа> и ЗИМ имеют подфарники и задние
фонари, используемые для обозначения габаритов автомобиля на стоянке и
при движении по хорошо освещенным улицам. В указанных фонарях
установлены двухнитевые лампы. Нити большой силы света используются для
указания поворотов. При включении дальнего света фар на щитке приборов
(за шкалой спидометра) загорается сигнальная лампочка.