поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Подготовительные и транспортные работы
До начала основных строительно-монтажных работ по сооружению объектов
нефтяной и газовой промышленности обязательно выполняют мероприятия и
работы по подготовке строительного производства в таком объеме, который
обеспечил бы осуществление строительства объекта качественно и в
установленные сроки. В состав мероприятий и работ по подготовке
строительного производства входят: общая организационно-техническая
подготовка (это разработка проектно-сметной документации), отвод
территории для строительства (трассы с полосой отвода для линейных
объектов и площадки для наземных объектов), оформление финансирования
строительства, заключение договоров подряда и субподряда.
Подготовка строительной организации проводится с целью создания
необходимых условий для обеспечения выполнения заданий производственной
программы всеми подразделениями - участниками строительства объекта с
заданными технико-экономическими показателями. При этом виде подготовки
разрабатывают документацию по организации работ на годовую или
двухлетнюю программу. Эта документация формируется в проекте организации
работ (ПОР) на годовую программу строительной организации. В ПОР
определяют последовательность выполнения строительно-монтажных работ на
объектах, графики перемещения рабочей силы и машин, потребности в
поставках материально-технических ресурсов.
Подготовка к производству строительно-монтажных работ включает
разработку проектов производства работ (ППР); приемку от заказчика
закрепленных на местности знаков геодезической разбивки трассы
магистрального трубопровода или площадки наземного объекта; создание
необходимого запаса строительных конструкций, материалов и изделий;
оборудование площадки и стендов укрупни-тельной сборки конструкций (при
сооружении линейной части магистральных трубопроводов это базы для
сварки труб в секции длиной 36 м; при сооружении наземных объектов -
площадки укрупнительной сборки строительных конструкций зданий).
Подготовка к строительству объекта и площадки включает большой комплекс
различных подготовительных работ. Прежде всего организуют изучение
инженерно-техническим персоналом проектно-смет-ной документации и
детальное ознакомление с условиями строительства. Особое место на этом
этапе подготовки строительства занимают вне-площадочные и
внутриплощадочные подготовительные работы. Вне-площадочные
подготовительные работы связаны в основном с инженерной подготовкой
территории за пределами строительной площадки. Это строительство
транспортных путей за пределами строительной площадки (временных и
постоянных дорог, временных речных и морских причалов и т.д.), временных
или постоянных инженерных сетей (линий электропередач с
трансформаторными подстанциями, сетей внешнего водоснабжения и
канализации) и жилых поселков для строителей. Внутриплощадочные
подготовительные работы связаны с подготовкой самой строительной
площадки и включают такие работы, как очистка, осушение и вертикальная
планировка площадки, устройство внутриплощадочных временных или
постоянных дорог, временных или постоянных внутриплощадочных инженерных
сетей (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, осветительные или
силовые электролинии, временные телефонные сети) и др.
Рассмотрим, какие виды подготовительных работ выполняют при сооружении
линейной части магистральных трубопроводов. Прежде всего строительная
организация принимает от заказчика - организации по эксплуатации
будущего магистрального трубопровода - геодезическую разбивку трассы и
лолосу территории, отведенной во временное пользование для проведения
строительно-монтажных работ. Обычно в соответствии с проектом ось
будущего трубопровода (трас су) закрепляют на местности с помощью
закрепительных знаков-реперов. Отдельными реперами обозначают углы
поворота трассы и створы переходов через различные препятствия (реки,
овраги, дороги и др.). Ширина отвода земель для строительства
магистральных трубопроводов определяется соответствующими нормативными
документами и зависит от ряда факторов: диаметра трубопровода, числа
трубопроводов в одном коридоре, вида земель на участке строительства, от
конструкции магистральных трубопроводов (подземные, надземные, наземные)
.
После приемки полосы отвода земли для строительства магистрального
трубопровода проводят внутриплощадочные и внеплоща-дочные работы по ее
подготовке к ведению строительно-монтажных работ. Работы по подготовке
трассы к ведению строительно-монтажных работ объединяют под общим
названием инженерная подготовка. Характер и объемы инженерной подготовки
зависят от ряда причин (рельефа местности, наличия горных участков,
лесов, кустарников, оврагов, песчаных пустынь, болот и др.). Инженерная
подготовка трассы должна создать необходимые условия для сооружения
магистрального трубопровода, а именно: возможности подвоза и развозки
вдоль трассы труб и необходимых материалов, прохода и работы машин для
выполнения строительно-монтажных работ и производства самих работ.
Понятно, что объем и трудоемкость выполнения работ по инженерной
подготовке на равнинной местности намного ниже, чем, например, на горном
участке или на болотах. Для доставки на трассу труб, трубных секций,
других различных материалов и для прохождения по трассе строительных
машин во время подготовительного периода строят дороги. Это связано с
тем, что трассы магистральных трубопроводов, как правило, проходят в
районах, отдаленных от автомобильных и железных дорог.
На равнинных участках трассы при отсутствии леса или зарослей
кустарников на несельскохозяйственных землях производят только
необходимую планировку рельефа, засыпку канав, сооружение простейших
проездов через ручьи и мелкие овраги. При наличии земель
сельскохозяйственного назначения в подготовительный период с помощью
бульдозеров в пределах полосы отвода срезают слой плодородного грунта и
перемещают его во временный отвал у границы полосы отвода. После
окончания строительства и засыпки трубопровода в траншее восстанавливают
слой плодородного тунта, т.е. проводят рекультивацию.
При прохождении трассы магистрального трубопровода по лесным массивам и
тайге в границах полосы отвода устраивают просеку со спиливанием
деревьев и удалением пней. Если трасса трубопровода проходит по
барханным пескам пустынь, то подготовка полосы отвода заключается в
срезке вершин бархан и планировке барханных песков. Эту операцию
выполняют бульдозерами. При сооружении участков магистрального
трубопровода в горных условиях подготовка трассы связана со срезкой
крутых склонов и устройством полок для прохождения строительной техники.
При необходимости устанавливают так называемые якорные устройства, за
которые закрепляют канаты для поддержки машин при больших уклонах спуска
и подъема по горному рельефу. Кроме того, удаляют нависающие над трассой
камни и проводят защитные меры против обвалов и оползней.
На участках магистрального трубопровода, проходящих по заболоченной
местности или на сильнообводненных грунтах, основная подготовка связана
со строительством вдольтрассовых дорог для прохождения строительных
машин и ведения строительно-монтажные работ и с проведением работ по
осушению отведенной полосы. Здесь следует заметить, что в зависимости от
"несущей способности" болотных грунтов и возможности прохождения
строительных машин все болота принято разделять на три типа. Болота I
типа целиком заполнены торфом и допускают работу и неоднократные
перемещения специальной болотной техники на уширенном гусеничном ходу
(до 1,5 м), обеспечивающем снижение давления на грунт до 0,02-0,03 МПа.
На болотах I типа прохождение обычной техники, в том числе и на обычном
гусеничном ходу, возможно только по специально проложенным щитам, еланям
или дорогам, обеспечивающим снижение удельного давления до 0,02 МПа.
Болота II типа - это тоже болота, целиком заполненные торфом, которые
допускают перемещение строительной техники, в том числе и специальной
болотной, только по щитам, еланям и дорогам, обеспечивающим снижение
давления на торфяные грунты до 0,01 МПа.
Болота III типа заполнены растекающимся торфом и допускают применение
специальной "плавающей" строительной техники (на понтонах) или обычной
строительной техники, установленной на различные плавучие средства
(понтоны, баржи).
Большой объем в составе подготовительных работ при сооружении
магистральных трубопроводов, особенно в сложных условиях (в горах, на
болотах, в пустынях и т.д.), занимает строительство временных дорог для
нужд строительства. Различают три вида временных дорог: вдольтрассовые,
подъездные и технологические. Вдольтрассовые дороги предназначены для
перевозки различных грузов и труб, перебазировки строительных
подразделений по трассе. Обычно вдольтрассовые дороги сооружают в полосе
отвода, но при необходимости их сооружают и за пределами полосы отвода с
необходимыми съездами к трассе. Подъездные дороги предназначены для
доставки необходимых труб, материалов и строительной техники от пунктов
их поступления железнодорожным или водным транспортом к вдольтрассовой
дороге. Технологические дороги обеспечивают движение строительной
техники в составе механизированных колонн в процессе сооружения линейной
части магистрального трубопровода. Ширина вдольтрассовых и подъездных
временных дорог колеблется от 4,5 до g м, а земляного полотна (насыпей)
по верху - от 8 до 12 м. Минимальный радиус поворота этих дорог в плане
при перевозке длинномерных грузов (трубных секций длиной 36 м)
установлен равным 120 м. Для технологических дорог все перечисленные
размеры соответственно установлены равными 10; 15 и 60 м. В зависимости
от характера участка трассы магистрального трубопровода (равнины с
нормальными грунтами, горные участки, болота и обводненные территории и
др-) используют различные типы дорог. В обычных нормальных условиях при
необходимости выполняют планировку дорог, сооружают насыпи и простейшие
переходы с водопропускными трубами (из стальных труб диаметром 1220-1420
мм) через овраги, ручьи. Гораздо более сложным и трудоемким является
процесс сооружения дорог на болотах I и II типов и на обводненных
местностях. На болотах строительство дорог Осложняется не только
наличием воды, но и очень низкой несущей способностью торфа и
заторфованных грунтов. В этом случае сооружают следующие виды временных
дорог: грунтовые дороги без покрытия; с покрытием низшего типа (из
грунтов, улучшенных добавками), деревогрунтовые (лежневые),
сборно-разборные из деревянных щитов, ледяные переправы и зимники; с
покрытием переходного типа (из гравия или грунтово-гравийной смеси, из
закрепленных грунтов с добавками цемента, извести или битума), из
железобетонных плит; специальные дороги (с покрытием из рулонных
нетканых материалов). Грунтовая дорога без покрытия - это отсыпанное из
местного минерального грунта полотно с выровненной проезжей частью.
Дороги с покрытиями низшего и переходного типов обладают большей
устойчивостью и рассчитаны на более длительные сроки эксплуатации.
Лежневые (дерево-грунтовые) дороги сооружают на болотах и на участках со
слабыми грунтами следующим образом. Вначале на слабый грунт основания с
определенным зазором укладывают продольные лежки из бревен, а на них в
виде сплошного покрытия поперечные лежки. На возведенное деревянное
покрытие укладывают слой покровного грунта. При сооружении дорог с
деревянным щитовым покрытием или с покрытием в виде плит из железобетона
вначале подготавливают грунтовое основание. В районах с большими
площадями, занимаемыми болотами и обводненными грунтами, с длительностью
зимнего периода не менее 6 месяцев (северные районы Тюменской области) в
зимнее время устраивают так называемые "зимники". При сооружении таких
дорог вначале проводят планировку и промораживание торфяного грунта, а
затем создают и укатывают снежное или снеголедовое покрытие.