поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Строительство переходов магистральных трубопроводов через естественные и
искусственные препятствия
На своем протяжении магистральные трубопроводы пересекают большое
число самых различных по характеру и протяженности естественных и
искусственных препятствий (крупные и мелкие реки, железные и
автомобильные дороги, водохранилища, овраги, ручьи и др.). Сооружение
переходов должно опережать сооружение нитки трубопровода. Строительство
переходов ведется специализированным потоком (бригадой), оснащенным
необходимыми машинами и механизмами. Через крупные реки сооружают
подводные и надводные переходы. Наиболее часто в практике строительства
трубопроводов применяют подводные переходы через крупные реки. Подводный
переход состоит из русловой части, проходящей под основным руслом реки,
и пойменной части, проходящей через заливаемые в паводки примыкающие к
основному руслу поймы. Как в пойменной, так и в русловой части переход
выполняется подземным способом в траншеях. Подводные траншеи необходимы
во избежание повреждения подводного трубопровода судами (например, при
бросании якорей) и, что более важно, во избежание непосредственного
гидродинамического воздействия воды на трубопровод. Применяют две
конструкции подводных переходов - двухниточную и однониточную типа
"труба в трубе". Двухниточный переход состоит из основной и резервной
ниток, располагаемых в подводных траншеях на определенном расстоянии
друг от друга. За пределами пойменного участка сооружают колодцы с
кранами, позволяющими отключать или включать резервную нитку подводного
перехода. Резервная нитка перехода сооружается для бесперебойной работы
трубопровода при отказе основной нитки перехода. Однониточный пepexодов
для повышения надежности его работы выполняют трехслойным, в виде двух
концентрически расположенных труб, зазор между которыми заполняют
мелкозернистым бетоном (цементно-песчаной смесью). Хотя при такой
конструкции перехода расход стальных труб не сокращается, но снижается
объем земляных работ по разработке подводных траншей, что делает его
более экономичным.
Для сооружения подводного перехода через крупную реку рядом со створом
этого перехода организуют специальную промышленную площадку, где
сосредоточивают сварочную базу, базу для изоляции и футеровки труб и
трубных плетей, спусковую дорожку для спуска (подвода футерованных
трубных плетей к кромке воды).
При сооружении подводных переходов на крупных реках выполняют следующий
комплекс строительно-монтажных работ: подготовительные, земляные,
сварочно-монтажные, изоляционные и футеровочные, укладку трубопровода в
подводную траншею, обратную засыпку подводной траншеи, очистку полости и
испытание подводного перехода. Подготовительные работы включают
геодезические и гидрометрические работы,- подготовку спусковых дорожек и
др. Геодезические работы связаны с проведением промеров для составления
фактического профиля подводных траншей и их положения в плане. Глубины
воды в точках промера в створе перехода измеряют с плавучих средств с
помощью эхолотов. Гидрометрические работы включают определение скоростей
потока воды, измерение отметок уровня воды на водомерных постах.
Береговые подготовительные работы - это работы по монтажу на
промышленной площадке сварочной базы, базы для изоляции и футеровки
трубных плетей, по устройству спусковой дорожки.
Земляные работы - это работы по разработке подводных траншей и обычных
траншей в пойменной части перехода. Наибольшую трудность представляет
разработка подводных траншей. В зависимости от ширины и глубины реки, ее
судоходности применяют земснаряды, экскаваторы или специальные
скреперные установки. Земснаряды используют при отсутствии скальных
грунтов в русле реки, а также при ширине рек более 200 м и глубине более
2 м. Земснаряд - это плавучая машина, смонтированная на барже. На стреле
в передней части баржи смонтирована режущая фреза для разработки грунта.
Грунт, разработанный фрезой на дне реки, по трубопроводу отсасывается
вместе с водой в виде пульпы с помощью насосной установки, находящейся
на барже. Пульпа по трубопроводу может перемещаться на различные
необходимые расстояния. Ее можно использовать для засыпки параллельной
подводной траншеи с уложенным трубопроводом. Разработку грунта
земснарядом обычно начинают на нитке перехода, расположенной ниже по
течению реки, что позволяет использовать грунт, вынутый из траншеи,
расположенной выше по течению, для засыпки траншеи, вырытой ниже по
течению реки. Разработку подводной траншеи ведут одним или двумя
земснарядами. В последнем случае земснаряды начинают проходку с середины
реки, оставив при этом необходимой ширины фарватер для прохода судов.
Каждый земснаряд перемещается к своему берегу. Земснаряды перемещаются с
помощью якорных установок. Якорный канат наматывают на барабан тяговой
лебедки. Якорь или якори забрасывают по ходу движения земснаряда и затем
тяговой лебедкой выбирают канат, обеспечивая перемещение земснаряда.
Ориентирами для правильного перемещения земснаряда по оси подводной
траншеи служат створные знаки, установленные на берегах реки в створе
перехода.
При глубине реки не более 2 м и ширине не более 200 м для разработки
подводных траншей используют экскаваторы с обратной лопатой или типа
драглайн. Экскаватор устанавливают на баржу или понтон, перемещаемый по
мере разработки траншеи с помощью якорной установки. Если глубина реки
небольшая (несудоходная река), то для перемещения экскаватора
параллельно с осью подводной траншеи отсыпают из грунта насыпь.
В практике разработки подводных траншей на реках шириной до 300 м широко
используют скреперные установки. Самоходная скреперная установка состоит
из трактора-тягача с двухбарабанной лебедкой, установленной на заднем
мосту, комплекта скреперных ковшей и якорно-канатного приспособления с
блоком. Трактор-тягач с лебедкой устанавливают на одном берегу реки, а
якорь - на другом. Якорь оснащен обоймой с блоком для пропуска каната.
На скреперной установке используют два каната: тяговый и холостой.
Тяговый канат одним концом закрепляют на первом барабане лебедки, а
другим концом - на передней стенке скреперного ковша. При вращении
первого барабана лебедки обеспечивается рабочий ход скреперного ковша.
Второй канат одним ковшом закрепляют на втором барабане лебедки, а
второй конец пропускают через блок на якоре и закрепляют на задней
стенке скреперного ковша. При включении второго барабана тракторной
лебедки через второй канат осуществляют возвратный (холостой) ход
скреперного ковша. Таким образом, при рабочем ходе скреперного ковша
срезается слой грунта на глубину до 20 см и транспортируется к лебедке
на берег. С берегового участка грунт удаляют в отвал бульдозером.
Скреперные ковши не имеют дна, что позволяет освобождать их от грунта
при начале холостого хода без подъема и опрокидывания. При разработке
подводных траншей используют также скреперные установки с двумя ковшами,
что обеспечивает непрерывность работы установки без холостых ходов.
Ковши располагают на одной линии, направляя их в противоположные
стороны, и скрепляют за задние стенки. Тогда оба ковша работают
попеременно, то рабочим, то холостым ходом.
На промышленной площадке подготавливают плеть подводного трубопровода
для укладки на дно подводной траншеи. Длина плети должна на несколько
десятков метров превышать ширину русловой части реки. Если ширина реки
большая (более 100 м), то подготавливают несколько плетей ограниченной
длины, которые соединяют сваркой по мере укладки плетей в подводную
траншею. Вначале из отдельных труб на сварочной базе изготавливают
секции длиной по 36-48 м (с применением автоматической электродуговой
сварки под флюсом). Затем секции с помощью ручной электродуговой сварки
соединяют в плети. Плети покрывают изоляционным покрытием усиленного
типа. Во избежание повреждения изоляционного покрытия при укладке плетей
Трубопровода поверхность труб футеруют деревянными рейками. На плети
надевают чугунные или железобетонные грузы для создания отрицательной
плавучести трубопровода. Вместо нанесения изоляционного покрытия и
навешивания грузов используют сплошное обетонирование труб, что
одновременно служит и изоляционным покрытием и утяжелителем.
Подготовленные плети до нанесения изоляции испытывают на прочность
гидравлическим способом (водой) на давление, равное 1,25 рабочего
давления трубопровода.