В процессе эксплуатации электропоезда периодически проходят
техническое обслуживание, текущий ремонт в депо, а также капитальный
ремонт на заводах. Главными задачами этих мероприятий являются улучшение
технического состояния и повышение эксплуатационной надежности
электропоездов. Высокое качество ремонта обеспечивается благодаря
применению прогрессивной технологии, внедрению научной организации
труда, комплексной механизации и автоматизации технологических
процессов, использованию передового опыта новаторов производства, лучших
бригад и цехов, повышению квалификации кадров.
Все электропоезда должны обслуживаться только прикрепленными
локомотивными бригадами. Такой способ обслуживания электропоездов
обеспечивает высококачественное содержание и надежную работу
электропоездов. Прикрепленные локомотивные бригады несут ответственность
за вверенный им электропоезд. Количество прикрепляемых к электропоезду
бригад устанавливает начальник депо, исходя из протяженности участка
обслуживания и сообразуясь с установленными трудовым законодательством
нормами времени непрерывной продолжительности работы и отдыха.
Состав прикрепляемых машинистов и помощников машинистов (для спаренной
езды) согласовывается с профсоюзным комитетом депо.
Персональное прикрепление бригад к электропоездам осуществляется
приказом начальника депо. Приказ объявляют под расписку работникам
локомотивных бригад, нарядчикам и дежурным по депо. Списки прикрепленных
локомотивных бригад с указанием серии и номера электропоезда вывешивают
в помещении дежурного по депо и высылают в отдел локомотивного хозяйства
отделения дороги, оборотные депо и пункты подмены локомотивных бригад.
Категорически запрещается замена прикрепленных за электропоездом
машинистов и помощников машинистов. Изменения в составе прикрепленных
бригад могут быть допущены только в исключительных случаях с разрешения
начальника локомотивного депо, а в его отсутствие- заместителя
начальника депо по эксплуатации.
Для обеспечения содержания прикрепленного электропоезда в технически
исправном состоянии локомотивные бригады обязаны выполнять требования
правил ремонта и технического обслуживания, а также Инструкции по
приемке и сдаче электропоездов.
Техническое обслуживание (ТО-1) выполняется локомотивными бригадами, а
ТО-2 слесарями с участием локомотивных бригад. Периодичность и
продолжительность ТО-1 и ТО-2 прикрепленных электропоездов
устанавливаются начальником дороги.
При постановке электропоезда на неплановый ремонт в депо приписки
прикрепленные бригады принимают активное участие в устранении
неисправностей вместе с ремонтниками депо для быстрейшего ввода
электропоезда в эксплуатацию.
Оценка работы локомотивных бригад производится по выполнению показателей
технического состояния (наличию порч, неплановых ремонтов, завышенного
объема планового ремонта) прикрепленных электропоездов, расходу
электроэнергии.
Для осуществления руководства по уходу за электропоездом и содержанию
его в технически исправном и нормальном санитарно-гигиеническом
состоянии из числа прикрепленных локомотивных бригад один наиболее
опытный, квалифицированный и авторитетный машинист назначается
ответственным (старшим). Все указания ответственного машиниста по
содержанию и техническому обслуживанию прикрепленного электропоезда
являются обязательными для выполнения каждым работником закрепленных за
ним бригад. Ответственный машинист при исполнении возложенных на него
обязанностей не освобождается от основной работы, очередных поездок и
других должностных обязанностей.
Фамилия ответственного машиниста указана с правой стороны кабины
машиниста прикрепленного электропоезда, на обложке журнала технического
состояния локомотива формы ТУ-152 и в книге записи ремонта локомотива
формы ТУ-28. В формулярах всех машинистов и помощников машинистов
проставлены номер и серия "прикрепленного к ним электропоезда.
Списки ответственных машинистов утверждаются начальником депо,
согласовываются профсоюзным комитетом и высылаются в отдел локомотивного
хозяйства отделения дороги, начальникам оборотных депо, вручаются
заместителям начальника депо по ремонту и эксплуатации,
машинистам-инструкторам, заведующему резервом локомотивных бригад или
нарядчикам, старшим мастерам комплексных или специализированных бригад
производственных участков технического обслуживания (ТО-2, ТО-3) и
текущих ремонтов, а также другим работникам по усмотрению начальника
депо.
На период очередного отпуска, учебы, болезни временно приказом
начальника депо назначается другой ответственный машинист из числа
машинистов, прикрепленных к данному электропоезду. Освобождение
машиниста локомотива от обязанностей ответственного, а также его
перемещение на другой электропоезд производятся приказом начальника
депо.
Прикрепляемые к локомотивным бригадам электропоезда передаются
начальником локомотивного депо на социалистическую сохранность
ответственным машинистам после получения с завода-изготовителя или после
капитального, текущего ремонтов, технического обслуживания (ТО-3), при
этом оформляется акт. Ответственный (старший) машинист по акту должен
получить на свою личную карточку весь необходимый инвентарь и
инструмент. Он отвечает за сохранность и содержание в технически
исправном состоянии доверенного ему электропоезда и несет за него
персональную ответственность в административном и судебном порядке.
Начальники локомотивных депо должны не реже одного раза в месяц
заслушивать отчеты ответственных (старших) машинистов и давать оценку их
работы.
Ответственный (старший) машинист обязан: проверять полноту и качество
технического обслуживания и текущего ремонта, выполняемого слесарями и
локомотивными бригадами; участвовать совместно с причастными лицами в
подписании соответствующих актов приемки электропоезда после выполнения
текущих ремонтов; руководить подготовкой электропоезда к комиссионному
осмотру, лично отвечая перед комиссией за техническое и
санитарно-гигиеническое состояние, за бесперебойную работу электропоезда
на линии.
Ответственный (старший) машинист имеет право:
представлять в установленном порядке начальнику депо через
машиниста-инструктора лучших машинистов, помощников машинистов для
поощрения и повышения класса квалификации, давать предложения для
наложения дисциплинарных взысканий на машинистов, не выполняющих его
распоряжение и должностные инструкции;
вносить предложения в перемещении прикрепленных к электропоезду
машинистов и помощников машинистов из одной бригады в другую;
производить устную и практическую проверку работы и знаний прикрепленных
к нему бригад как в депо, так и в пути следования;
требовать от мастеров комплексных бригад качественного выполнения в
полном объеме планового и дополнительного ремонтов электропоезда;
подписывать акт приемки электропоезда на социалистическую сохранность;
подписывать хозрасчетный договор на ремонт и эксплуатацию электропоезда;
делать необходимые и контролировать правильность записей во всех
технических, материальных и финансовых документах, относящихся к
прикрепленному электропоезду, в техническом паспорте, нарядах, лицевых
счетах, журналах, книгах учетных и отчетных форм.
Основные права и обязанности машиниста-инструктора, в том числе в работе
с прикрепленными к локомотивам машинистами, помощниками машинистов,
определены действующими Должностной инструкцией, приказами и указаниями
по кругу их работы.
АКТ
сдачи электропоезда на социалистическую сохранность ответственному
(старшему) машинисту локомотивного депо ____
т. -________-
(число, месяц, год)
Мы, нижеподписавшиеся: с одной стороны, начальник локомотивного депо
т. ____, с другой стороны, ответственный (старший) машинист т.
первый сдал, а второй принял на социалистическую сохранность
прикрепленными локомотивными бригадами электропоезд серии -
№ -
Электропоезд находится в технически исправном состоянии.
Начальник депо обязуется своевременно и качественно ремонтировать
электропоезд серии _ № _ , а локомотивные бригады содержать в процессе
эксплуатации в технически исправном состоянии, экономить электроэнергию,
не иметь брака в работе и заходов на неплановый ремонт.
Локомотивные бригады несут на основании п. 1.9 ПТЭ СССР и Устава о
дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР ответственность
за содержание и сохранность прикрепленного к ним электропоезда.