Токоприемники типа 5-РВ (рис. 102) троллейбуса
9Тр-21 рассчитаны на работу при номинальном напряжении 600 В,
наибольшей величине тока 400 А. Оба токоприемника крепятся к раме и
изолированы от нее. Раму устанавливают на крыше троллейбуса на
четырех сайлен-блоках-изоляторах, которые одновременно служат
амортизаторами, смягчающими толчки и вибрации, возникающие при
движении троллейбуса. Корпус 3 основания со штырем опоры 1
соединяется шарнирно: в нижней части корпуса устанавливается
роликовый подшипник 2, в верхней - шариковый подшипник 4. Сверху
корпус закрывается крышкой 8.
К корпусу приварены две цапфы - 5 и 21. К нижней цапфе 21 шарнирно
пальцем 20 крепится штангодержатель 18. В разрезной части
штангодержателя двумя стяжными болтами 17 зажата штанга 14,
представляющая собой стальную ступенчатую бесшовную трубу, на конце
которой укреплена откидывающаяся головка 16 токоприемника,
изолированная от штанги изоляционной трубкой 15.
На конце штанги 1 (рис. 103), изолированном стеклянной
лентой с последующей пропиткой эпоксидной смолой, крепится вилка 9,
в которой шарнирно закреплена головка токоприемника. При помощи
люльки 5 и линзы 7 головка свободно поворачивается на шаровой цапфе
3, с которой соединяется болтом 2. Графитовая вставка 6 удерживается
в люльке двумя боковинами (щечками) 4. Рабочее положение головки в
вилке фиксируется защелкой 10. При ударе головки токоприемника о
спецчасти контактной сети защелка выскакивает из своего гнезда и
головка токоприемника опрокидывается. Усилие, необходимое для
опрокидывания головки, регулируется изменением натяжения пружины при
помощи регулировочного винта 11.
Ток от контактной вставки и головки проходит в высоковольтные цепи
троллейбуса по штанговому проводу, проложенному внутри штанги и
выведенному наружу через нижнее отверстие 19 штангодержателя (см.
рис. 102). На верхней цапфе 5 с помощью пальца шарнирно укреплены
держатель амортизатора 6 и концы двух натяжных пружин 10. Два других
конца пружин соединены винтовыми пробками 11 и регулировочными
тягами 12 с валиком 13, укрепленным на штангодержателе. При движении
троллейбуса натяжные пружины обеспечивают надежный контакт между
контактным проводом и контактной вставкой головки токоприемника.
Усилие нажатия головки на контактный провод в пределах рабочей
высоты 8,5-9 кгс/мм2, регулировку нажатия осуществляют
регулировочными тягами 12.
Амортизатор состоит из полой резиновой пружины 7, укрепленной на
держателе 6. При соскакивании головки с контактного провода штанга
под действием натяжных пружин 10 поднимается вверх и, ударяясь о
резиновую пружину 7 упором 9, отбрасывается вниз. Резиновая пружина
смягчает удар. Упор 9 приварен сверху к штангодержателю.
Для предохранения контактных проводов и арматуры контактной сети от
ударов токоприемников при их соскакивании с контактных проводов на
троллейбусах 9Тр-21 применяют штанго-уловители, которые
устанавливают на заднем борту кузова. В корпусе штангоуловителя
(рис. 104), состоящем из основания (тарелки с храповиком) 1 и крышки
3, помещен механизм уловителя. На поводке защелок 9 свободно
вращается барабан 4. Между поводком и барабаном размещена сильная
оттяжная пружина 5. Внутренний конец пружины удерживается в
продольном вырезе поводка 9, а наружный соединяется с барабаном 4,
на который наматывается канатик 2. Одним концом канатик прикреплен к
барабану, а другим -к токоприемнику троллейбуса. При движении
троллейбуса более слабая натяжная пружина 7 удерживает канатик в
слабонатянутом состоянии. Пружина размещена между крышкой 3 и
барабаном 4. Внутренний конец натяжной пружины входит в паз
барабана, а наружный прикреплен к крышке.
На поводке 9 подвижно укреплена главная защелка 12, к которой
также подвижно крепится вспомогательная защелка 13. Обе защелки под
действием пружины 14 притягиваются к оси уловителя, причем главная
защелка 12 входит в зацепление с храповиком 11 барабана, удерживая
пружину 5 в натянутом или распущенном состоянии. Необходимое
натяжение пружины 5 обеспечивают, поворачивая поводок по часовой
стрелке с помощью рукоятки 6. Рукоятку 6 надевают на квадратный
конец поводка, выступающий через отверстие в крышке. При этом
главная защелка скользит по зубьям храповика 11, не мешая
поворачиваться барабану. Если пружина 5 не натянута, штангоуловитель
не работает.
Во время движения троллейбуса головка токоприемника в зависимости от
изменения высоты подвески контактного провода незначительно
перемещается в вертикальной плоскости. Если головка опускается,
барабан вместе с поводком защелок медленно поворачивается по часовой
стрелке, а если она поднимается, то против часовой стрелки.
При соскакивании головки токоприемника с контактного провода канатик
2 рывком поворачивает барабан 4. При этом вспомогательная защелка 13
под действием центробежной силы выбрасывается, упирается в храповик
основания 10 и одновременно выдвигает главную защелку 12, которая
освобождает храповик 11 барабана и входит в зацепление с храповиком
основания 10. Затем пружина 14 возвращает вспомогательную защелку 13
в исходное положение. Барабан под действием сильной оттяжной пружины
5 начинает вращаться, наматывая канатик 2 и опуская токоприемник до
тех пор, пока натяжение пружины 5 штангоулови-теля не уравновесится
натяжением пружин основания токоприемника.
Чтобы опущенный токоприемник снова установить на контактный провод,
необходимо вначале завести его под крюк и освободить поводок защелок
9, поворачивая его рукояткой 6 против часовой стрелки. После этого
можно установить головку токоприемника на контактный провод и
натянуть пружину 5 штангоуло-вителя.
Штангоуловитель работает удовлетворительно при нажатии головки
токоприемника на контактный провод до 10 кгс/мм2. Оси вращения
поводка защелок при эксплуатации необходимо периодически смазывать.