Генератор Г-263
троллейбуса ЗИУ-9Б (рис. 155) трехфазный, синхронный, переменного
тока, с электромагнитным возбуждением. Для выпрямления переменного
тока в генератор вмонтирован выпрямительный мостик с кремниевыми
выпрямителями. Технические характеристики генераторов Г-263 и
Г-263А:
Рис. 155. Общий вид генератора Г-263: 1-
выпрямительный мостик, 2 - щеткодержатель, 3 - крышка, 4 - статор
Трехфазные синхронные генераторы переменного тока с
электромагнитным возбуждением по конструкции проще генераторов
постоянного тока, имеют меньшие габаритные размеры и массу при
одинаковой мощности. Из-за отсутствия коллектора они более надежны в
эксплуатации.
Статор генератора набран из пластин, изготовленных из
электротехнической стали, и по внутренней окружности имеет пазы, в
которые уложена обмотка. Обмотка статора трехфазная, выполнена в
виде отдельных катушек, соединенных в звезду. В каждой фазе по шесть
катушек.
Ротор состоит из катушки возбуждения, намотанной на стальную втулку,
к торцам которой примыкают два клювообразных полюса. Втулка и полюса
ротора закреплены на валу прессовой посадкой. На вал напрессованы
контактные кольца, К которым припаяны выводы обмотки возбуждения.
Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в
крышках из алюминиевого сплава.
На крышке 3 (см. рис. 155) со стороны контактных колец укреплены
щеткодержатели 2 и выпрямительный мостик 1 с кремниевыми
выпрямителями, к которым подсоединены концы обмотки статора 4.
В начале работы генератора, когда частота вращения ротора и
напряжение генератора малы, обмотка возбуждения генератора получает
питание от аккумуляторной батареи. По мере увеличения частоты
вращения ротора напряжение генератора растет. Когда оно станет выше
напряжения аккумуляторной батареи, обмотка возбуждения генератора
ОВГ начинает питаться от генератора через выпрямительный мостик.
Постоянный ток, проходя по обмотке возбуждения генератора, создает
вокруг ротора сильный магнитный поток. При вращении ротора
генератора под каждым зубцом статора проходит то северный, то южный
полюс ротора. Магнитный поток полюсов ротора пересекает обмотку
статора, благодаря чему в ней индуктируется э.д.с., изменяющаяся по
величине и направлению. Концы фазной обмотки статора соединены с
трехфазным выпрямителем, который выпрямляет переменный ток статора.
Генератор называется синхронным потому, что частота его тока
пропорциональна частоте оборотов ротора генератора.
Альтернатор (800) типа 443 113 518 331 троллейбуса 9Тр-21
предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи и для питания
вспомогательных низковольтных цепей постоянного тока. Номинальное
напряжение альтернатора 28 В, длительный ток 45 А при частоте
вращения 2000 об/мин, масса 12,5 кг. Альтернатор (рис. 156) -
шестиполюсный трехфазный синхронный генератор переменного тока с
выпрямительным мостом. Он установлен под кузовом троллейбуса впереди
тягового двигателя и крепится к кронштейну подшипникового щита
двигателя. Кожух 1 альтернатора изготовлен из сплава алюминия. В
кожухе размещен статор 8, набранный из листов электротехнической
стали и имеющий 36 пазов. В пазы статора уложена трехфазная обмотка
5. Обмотка однослойная, выполнена из медного провода диаметром 1,18
мм, в каждом пазу по 2X11 проводов. Ротор вращаете^ на двух
шариковых подшипниках 2 и 14, установленных в крышках. Крышки
стягиваются болтами 7. На валу 13 ротора укреплены контактные кольца
4, сердечник (стальная втулка) 6" с обмоткой возбуждения 10,
клювообразные полюса 9 и шкив 12 с вентилятором 11. Обмотка
возбуждения выполнена из медного провода диаметром 0,63 мм, она
имеет 1050 витков, сопротивление ее 14 Ом. Выводы обмотки ротора
припаяны к медным контактным кольцам, с которых снимается ток
угольными щетками токосъемного устройства 3. Щетки прижимаются к
контактным кольцам пружинами. Наименьшая допустимая высота щеток 8
мм.
Для охлаждения альтернатора во время работы вентилятор Ц
засасывает воздух из салона троллейбуса через заборник, резиновый
шланг и патрубок на кожухе альтернатора. Выпрямительный мост
предназначен для выпрямления переменного трехфазного тока
альтернатора в постоянный. Он выполнен из кремниевых диодов.