Изучение ведется путем систематических обследований
пассажиропотоков - направления и величины пассажиропотоков,
распределения потоков по участкам транспортной сети,
пассажирооборота остановочных пунктов, а также средней длины поездок
пассажиров. На основании результатов обследования вносятся изменения
в направления маршрутов, распределение количества подвижного состава
на маршрутах по часам суток и размещение остановочных пунктов.
Материалы обследования используют для составления перспективного
плана развития транспортной сети города.
Существует несколько методов обследования: визуальное, талонное,
опросное и анкетное.
Визуальное (глазомерное) обследование пассажиропотоков проводят
путем приблизительного подсчета и записи количества пассажиров в
подвижном составе на отдельных наиболее характерных участках
транспортной сети. Запись делают наблюдатели, находящиеся как
внутри, так и вне подвижного состава. Глазомерное обследование -
важный оперативный метод, наиболее простой, доступный и относительно
дешевый, но он позволяет оценить пассажиропотоки лишь
ориентировочно.
Талонное обследование,- получившее широкое распространение, дает
возможность определить размер перемещений пассажиров между
остановочными пунктами, пассажирооборот остановок и длину поездки
пассажиров. Каждому вошедшему пассажиру выдают специальные билеты
(талоны) с условным обозначением пункта посадки. При выходе пассажир
сдает свой талон. Талонное обследование проводят каждые два-три
года. Оно намного дороже и сложнее глазомерного, более трудоемко и
требует больше времени для обработки материалов.
Опросное обследование дает такие же результаты, как талонное, но
менее сложно по организации и обработке материалов, так как при этом
методе сокращается количество обрабатываемых материалов. Опросное
обследование также проводят два контролера-счетчика, в обязанность
которых входит опрос пассажиров, вошедших в салон на остановке.
Проводится такое обследование только по отдельным маршрутам
транспортной сети города.
Анкетное обследование - метод выявления трудовых поездок населения с
помощью специальных анкет, заполняемых на предприятиях, в
учреждениях, учебных заведениях. Полученные данные позволяют судить
о видах используемых транспортных средств, о начальных и конечных
пунктах и времени следования пассажиров. Обычно обследуется часть
населения, определенный процент работающих на предприятии или
проживающих в микрорайонах города. В анкету включают перечень
вопросов в зависимости от объема данных, которые желательно
получить. Сведения по каждой анкете переносят на перфокарты, которые
затем обрабатывают на машиносчетных станциях.