В контактной сети троллейбуса различают несколько систем подвески
проводов: простую, поперечно-цепную, продольно-цепную, маятниковую и
полигонную.
Простая подвеска получила распространение из-за простоты конструкции
и низкой стоимости. Применяется она при невысоких скоростях движения
(35-40 км/ч).
При простой поперечной подвеске (рис. 170) продольный пролет между
точками подвеса контактного провода 28-30 м. Стальпая оцинкованная
проволока диаметром (5 мм или трос из стальных оцинкованных проволок
общим сечением 26,6 мм2 крепится к стенам зданий или опорам
противоположных сторон улиц поперек линий контактной сети. С помощью
подвесных зажимов контактный провод прикрепляется к этим
поперечинам.
Поперечный трос или проволоку располагают на прямолинейных
участках пути перпендикулярно оси контактного провода, а на
криволинейных - по направлению радиуса кривой.
Поперечно-цепную подвеску применяют при значительном расстоянии
между опорами или зданиями для обеспечения горизонтального положения
контактных проводов.
Поперечно-цепная подвеска контактной сети (рис. 171) состоит из двух
тросов или проволок, расположенных перпендикулярно оси контактных
проводов один над другим, и струн, воспринимающих вертикально
нагрузку от арматуры и контактного провода.
Верхний трос >- несущий. Он воспринимает все вертикальные нагрузки.
Нижняя поперечина 3 предназначена для фиксирования пространственного
положения контактных проводов 2. Нижняя поперечина воспринимает
усилия от нажатия штанг токоприемника на контактный провод и усилия
растяжения при отклонении контактных проводов от прямолинейного
направления.
Поперечно-цепная подвеска имеет достаточно широкое распространение,
однако она не вписывается в архитектурный силуэт улицы и не
обеспечивает достаточной эластичности контактной сети. Вместе с тем
поперечно-цепная подвеска контактных проводов позволяет троллейбусу
работать со скоростью до 50 км/ч.
Продольно-цепна я подвеска благодаря значительной эластичности
обеспечивает почти безыскровой токосьем при больших скоростях
движения. При этом резко снижается число случаев схода токоприемника
с контактного провода.
Для монтажа продольно-цепной подвески (рис. 172) устанавливают опоры
5 контактной сети, на кронштейнах 4 которых крепят продольный
несущий трос 3. Контактный провод 1 подвешивается на вертикальных
струнах 2. Средняя длина пролета L приблизительно 50 м, но не выше
60 м. Расстояние между струнами L равно
20-30 м.
В последнее время широкое распространение получила маятниковая
подвеска контактной сети троллейбуса (рис. 173,а).
При подвеске контактных проводов на жестких наклонных струнах
(маятниках) провода располагаются в плане зигзагообразно. На прямых
участках зигзаг выполняется с углом перегиба проводов на каждом
подвесе до 3°. Правилами технической эксплуатации установлен пролет
40+3 м.
Наклон струн осуществляется путем систематической сдвижки подвесов
на поперечинах или кронштейнах в разные стороны от оси пути.
Наклонное расположение струн (рис. 173, б) обеспечивает эластичность
контактной сети в зонах подвешивания, что благоприятствует хорошему
токосъему. Кроме того, такая система способна в значительной степени
компенсировать воздействие температурных напряжений в сети.
Компенсация происходит вследствие изменения наклона струн и,
следовательно, некоторого изменения угла зигзага. При понижении
температуры контактный провод укорачивается, в результате чего угол
зигзага растет, стремясь к 180°. Угол наклона струн также растет, и
несколько увеличивается расстояние контактного провода от
поверхности дороги. В случае повышения температуры контактный провод
удлиняется, в результате чего угол зигзага и угол наклона струн
уменьшаются и незначительно сокращается расстояние от контактного
провода до дороги. При этом натяжение контактногопровода с изменением температуры окружающей среды колеблется
меньше, чем в случае прямолинейного расположения контактной сети.
Рис. 173. Маятниковая подвеска контактного
провода:а - общий вид, б - наклон струны
Система подвески контактного провода с наклонными струнами не
только повышает эластичность сети, что позволяет повысить скорость
скольжения головок токоприемника троллейбуса, но и более экономична:
дает возможность увеличить пролет между опорами контактной сети и
сократить объем работ, связанный с сезонной регулировкой натяжения
контактной сети. Подвеску с наклонными струнами применяют в районах
с резко континентальным климатом, так как в этом случае
экономическая эффективность, получаемая от сокращения объема
сезонных регулировок натяжения контактного провода, значительно
превышает рост затрат на восстановление такой подвески при обрывах
проводов. В районах с мягким климатом более целесообразна
продольно-цепная подвеска контактных проводов.
Полигонная подвеска контактных проводов (рис. 174) применяется
только в тех случаях, когда необходимы большие пролеты, т. е. когда
невозможна или нецелесообразна установка опор. Такая подвеска
состоит из двух несущих тросов 1, к
которым крепятся проволочные поперечины 2. К поперечинам
подвешиваются контактные провода 3.
Под искусственными сооружениями устраивают изоляционную подшивку с
бортами высотой не менее 50 мм, которая служит второй ступенью
электрической изоляции, необходимой по ПТЭ. Расстояние между
креплением контактных проводов не должно превышать 4 м. Снижение
контактного провода при входе под искусственные сооружения делается
плавным для сохранения устойчивости токосъема.
Дополнительные нагрузки, сопровождающие эксплуатацию контактной
сети, например гололед и температурные колебания,изменяют величину стрелы провеса. Повышение температуры в
летние жаркие месяцы сильно увеличивает стрелу провеса. Чтобы
поддержать cтрелу провеса контактного
провода постоянной, осуществляют сезонную регулировку его натяжения.
Это довольно трудоемкая операция. Более перспективно автоматическое
регулирование натяжения контактных проводов с помощью
блочно-грузовой компенсации.