Расчет массы и положения центра тяжести судна - кропотливая
работа, которая могла бы привести к нужным результатам уже при
первом расчете, если бы конструктор знал точное значение массы всех
деталей корпуса и оборудования. При этом расчете ведут отсчет плеч -
расстояний центров тяжести отдельных элементов конструкции или
деталей от основной линии (ОЛ) и мидель-шпангоута. Значения плеч
вписывают в одну из колонок расчетной таблицы. В другой колонке
проставляют массы соответствующих элементов, в третьей - моменты,
полученные умножением плеча на массу данного элемента. Сумма
моментов, разделенная на сумму всех учтенных масс, дает расстояние
центра тяжести судна от соответствующей плоскости (по высоте - от ОЛ;
по длине - от миделя).
При эскизной проработке проекта для небольших парусных яхт иногда
выполняют еще расчет на безопасность от опрокидывания при крене 90°.
При первом расчете массы и положения центра тяжести неизбежны
некоторые допущения. В то время как размеры деталей корпуса можно
установить из сравнительных данных по другим подобным проектам, для
яхт со значительным насыщением механическим и электротехническим
оборудованием часто трудно определить массу соответствующего
оборудования. Это относится прежде всего к системам трубопроводов и
кабелей, масса которых на больших яхтах может составлять несколько
тонн. Кроме того, при предварительном расчете отсутствуют точные
данные о массе отдельных элементов устройств и оборудования.
Конструктор обычно руководствуется сравнительными данными по
отдельным группам массовой нагрузки. Это, естественно, не исключает
повторного детального расчета массы элементов устройств и
оборудования, даже если уже выполнены расчеты прочности и
остойчивости и проведены буксировочные испытания модели с
последующей корректировкой обводов корпуса. При отсутствии
достаточного конструкторского опыта нередко приходится проводить
больше двух расчетов массы и положения центра тяжести.