Подготвительные работы можно начинать после того как созданы
условия для постройки, имеется проект яхты и договор с заказчиком.
Наряду с заказом необходимого строительного материала на верфи
производится разбивка теоретического чертежа на плазе и начинается
изготовление моделей лекал и шаблонов. Это первые работы, с которых
начинает судоверфь. Судостроители-любители или небольшие верфи и
поставщики ограниченного числа яхт освобождены от этих требующих
больших затрат работ, если они пользуются уже проверенными на плазе
чертежами.
Наряду с уже упомянутым оптическим методом разметки деталей корпуса,
который применяется редко, и использованием вычислительной техники,
что бывает еще реже, существуют два рациональных метода. Первый из
них - это разбивка теоретического чертежа в натуральную величину на
огромном плазе. Наличие опытных специалистов на таком плазе является
гарантией того, что в конечном итоге все детали корпуса будут
согласованы друг с другом. Неточности разбивки зависят в большей или
меньшей мере от степени точности, с которой работает конструктор
яхты. Погрешность обводов колеблется от 1-3 мм до нескольких
сантиметров. В крайнем случае верфь имеет полное право отказаться от
неточных чертежей, ибо на плазе грубые ошибки теоретического чертежа
исправлять гораздо сложнее, чем на листе ватмана.
По сетке, вычерченной на плазе с высокой степенью точности, сначала
наносят контуры основных линий чертежа. После этого проводят
ограниченное число ватерлиний. Если они оказываются плавными и
совпадают с данными таблицы ординат теоретического чертежа, то для
контроля наносят рыбины и затем остальные шпангоуты, ватерлинии и
батоксы.
Это один из возможных методов разбивки теоретического чертежа на
плазе и перечисление последовательности выполнения этой операции
едва ли скажет что-нибудь о трудностях этого этапа работы.
Любители, не обладающие достаточным опытом и лишенные технического
руководства, не должны браться за эту работу. То, что оказывается
пропущенным на разбивочном плазе, практически невозможно исправить
при постройке корпуса. В том случае когда обнаружены неточности,
исправленные размеры обычно передают конструктору, чтобы он мог
исправить по ним расчеты водоизмещения и центра величины.
Последующие работы, выполняемые на разбивочном плазе для различных
яхт, могут значительно отличаться друг от друга. На небольших
судоверфях изготовляют шаблоны для каждого шпангоута в натуральную
величину, после этого вычерчивают на плазе и прорабатывают в
размерах каждую деталь шпангоута: флоры, кницы и т. п. При постройке
из металла для развертки и гибки листов наружной обшивки иногда
приходится делать каркасы из реек, с которых снимают шаблоны для
вырезки листов наружной обшивки.
По-иному обстоит дело на современных крупных верфях по постройке
яхт, где используются автоматические режущие устройства, работающие
по масштабным чертежам. Каждую деталь в этом случае вычерчивают на
гладкой пленке из искусственного материала с учетом рационального
распределения площади листа металла. По этим пленкам с помощью
оптической следящей системы контуры деталей воспроизводятся режущей
установкой прямо на листах стали или алюминия, причем по одной
пленке могут быть вырезаны несколько одинаковых деталей. Изображение
на пленке (к слову сказать, весьма дорогой) можно стереть и
использовать ее вновь. Если предполагается освоение постройки других
однотипных судов, то пленки сохраняют свернутыми в рулон.
На современных верфях делают точную развертку каждого листа наружной
обшивки, контур которого затем вычерчивают на пленках или шаблонах.
Правильную развертку гнутых листов может сделать в принципе любой
обученный судостроитель, но на современных предприятиях эта работа
поручается почти всегда специалистам - плазовым разметчикам.
Любителю-судостроителю, однако, лучше браться за постройку корпуса,
который спроектирован специально для обшивки плоскими листами,
которые развертываются на плоскость без больших усилий.
Изготовление макетов и моделей дает верфи значительное преимущество.
Это позволяет своевременно распознать ошибки проектирования и
избежать изменений в процессе постройки. Изменения в ходе постройки
слишком дорого обходятся, даже если верфь предусмотрела на этот
случай дополнительную калькуляцию. От объема переделок зависят и
сроки сдачи заказчику готового судна. Поэтому для яхт, от которых
требуется высокое качество постройки, иногда изготовляют наглядные
макеты в натуральную величину, особенно для некоторых мест
внутренней планировки. Макеты нужны не только для правильного
размещения обслуживающих и контролирующих приборов, но и для
оптимального использования пространства в отдельных салонах,
спальных каютах, камбузе и т. д. Макеты делают обычно из блоков
пенопласта, прессованного картона и пластиковой пленки. Их
изготовление, однако, весьма трудоемко, что часто препятствует их
использованию на большинстве верфей спортивного судостроения.
Несмотря на это некоторые верфи нередко берут на себя часть расходов
на постройку макета, имея в виду технические преимущества, которые
дает внесение необходимых изменений в рабочий проект.
Нередко наглядные модели в уменьшенных масштабах оказываются
полезными в устранении недоразумений между покупателем, верфью и
конструктором. Часто такие модели изготовляются еще на стадии
проработки технического проекта, особенно если на этом настаивает
заказчик, который готов оплатить соответствующие расходы.
С плаза снимают необходимые размеры для развертки листов обшивки и
изготовления шаблонов; эти данные затем используются при работе
модельщиков, заготовителей деталей корпуса и судосборщиков. '
Лекала, матрицы и пуансоны (рис. 61) относят к производственной
оснастке, которая является вспомогательным средством для
изготовления корпуса, но деталями конструкции корпуса их считать
нельзя.
При постройке лекал и другой оснастки для формования корпусов яхт из
пластмасс или формованной фанеры (шпона) эти элементы являются
существенной статьей расходов, которые несут заказчик и верфь при
постройке судна. Матрица для формования корпуса часто стоит почти
вдвое дороже, чем два выклеенных по ней корпуса.
Рис. 61. Пуансон (болван) для постройки яхты
из шпона.
Еще большая доля расходов затрачивается на изготовление
"положительной" формы - пуансона, с которой потом снимают
"отрицательную" форму - матрицу. Стоимость такой оснастки для
постройки яхт из пластмасс часто превышает стоимость построенной по
ней и полностью оснащенной яхты. Поэтому с помощью оснастки можно
строить только серию из нескольких яхт, на которые можно разнести
расходы по изготовлению оснастки. При использовании упрощенных
методов постройки можно избежать этих дополнительных затрат,
например, обшивая корпус листами стали, которые не требуют сложной
лекальной гибки в двух направлениях.
Как для изготовления оснастки для формования корпусов яхт из шпона
или стеклопластика, так и для изготовления литейных моделей
фальшкилей необходима точная разбивка теоретического чертежа на
плазе. С плаза снимают шаблоны поперечных сечений корпуса из фанеры,
а при изготовлении литейных моделей для киля используют шаблоны
ватерлиний.