При проектировании новой яхты совершенно недостаточно в качестве
прототипа использовать устаревшие конструкции. Почти ни одна из яхт,
построенных из дерева с применением современного метода склеивания,
не была классифицирована, поэтому статистические данные
классификационного общества неубедительны. Следовательно,
конструктор должен полагаться в основном на свой собственный опыт.
При этом неизбежны испытания специально изготовленных клееных
образцов деталей, которые подвергают продольному сжатию и другим
видам нагрузки. В области исследования современных конструкций
деревянных корпусов, благодаря признанию этого строительного
материала наиболее подходящим для высоких переменных нагрузок, в
последние годы много сделано военно-морским флотом. Быстроходные
торпедные катера и тральщики, для которых важны немагнитные свойства
древесины, как и прежде, строятся большей частью деревянными с очень
благоприятным соотношением массы и длины корпуса при высокой
долговечности.
Конструкторы яхт, которые участвовали в развитии современных методов
постройки корпусов из дерева, знают, что старые конструкции могут
стать современными не только благодаря тому, что вместо свинцовых
белил и шурупов в качестве средств соединения теперь применяют
склеивание. Важно понять, что дерево вдоль волокон имеет достаточно
высокую прочность, а поперек волокон - незначительную. Поэтому
точное знание сил, действующих в соединениях корпуса деревянной
яхты, является условием правильного его проектирования. Полностью
клееный корпус не допускает возможности деформативных перемещений
прочно вклеенных деталей; в более крупных конструкциях киля,
стрингеров и т. д. должны быть предусмотрены средства против их
изгиба.
Опытный конструктор точно знает, какую ширину склеиваемой
поверхности должна иметь прилегающая к детали набора часть наружной
обшивки, создающая напряжения. Это важно прежде всего при
использовании клееных ламинированных шпангоутов. Неправильно
сконструированные шпангоуты лопаются из-за чрезмерных напряжений
наружной обшивки, возникающих, например, при внезапно налетевшем
шквале или при ударе о причальную сваю. Проблема конструирования
корпусов на полностью клееных шпангоутах решается применением
дополнительных покрытий поверхностей, защищающих от влаги массивные
деревянные детали. Приклеенные планки наружной обшивки дополнительно
крепят к шпангоутам шурупами, болтами или на заклепках.
Этот метод, конечно, не является последним словом в конструировании
и технологии постройки яхт. Альтернатива заключается в использовании
ненабухающей фанеры или двухслойной конструкции наружной обшивки по
продольно-поперечной или продольной системе набора. Однако только
некоторые конструкторы обладают соответствующим опытом в этой
области и только они в состоянии определить оптимальные размеры
элементов конструкций. То же относится и к формуемым из шпона
корпусам, которые используются при серийном производстве деревянных
яхт. Квалифицированная верфь может строить легкие деревянные яхты,
не прибегая к чрезмерному уменьшению сечений деталей набора, что
грозит сокращением продолжительности жизни яхты. Многие деревянные
яхты при сответствующем уходе плавали более 50 лет. Можно ожидать,
что современные методы постройки яхт полностью клееной конструкции
позволят строить суда еще более долговечными, если их корпуса будут
правильно сконструированы.