Классические методы постройки яхт с поперечным набором в виде
натесных и гнутых шпангоутов, досками обшивки, заделыванием головок
шурупов и гвоздей пробками на цинковых белилах и конопачением пазов
обшивки практически не применяются.
Современные методы постройки основаны на широком использовании клеев
и ламинированных шпангоутов; детали из сплошной древесины
изготовляют в случае, когда это технически оправдано и рационально
по стоимости и трудоемкости постройки: для килей, стрингеров, досок
наружной обшивки и флортимберсов.
После того как шпангоуты, а иногда и палубные бимсы склеены из реек
и с них сняты малки, их собирают в рамки на болтах, накладывая на
плаз проекции <корпус> теоретического чертежа, вместе с заранее
нарезанными флорами и палубными кницами. Киль и форштевень
изготовляют параллельно со шпангоутами. В зависимости от качества
имеющейся древесины эти детали либо составляют из частей сплошной
древесины, либо склеивают из реек> по соответствующим
шаблонам-цулагам. Ламинированные кили или штевни нередко укрепляют
рейкой из высокопрочной фанеры для улучшения поперечной по отношению
к волокнам древесины прочности. С этой же целью детали, составленные
из отдельных сплошных частей, дополнительно крепят болтами и
шурупами.
Собранные шпангоуты устанавливают на киль, расположенный на стапеле,
выравнивают их по верхнему стапельному брусу и укрепляют в
поперечном направлении. После того как шпангоуты выровнены с помощью
вспомогательных реек также и в продольном направлении и закреплены
предусмотренными конструкцией продольными связями, можно начинать
обшивку. Обшивка корпуса яхты досками на стапеле показана на рис.
65.
Рис. 69. При обшивке корпуса по поперечным
шаблонам отдельные планки склеивают по пазам. К килю и форштевню
планки крепят на шурупах.
Рис. 70. Остов-шаблон освобожден от
склеенной оболочки корпуса.
Прямой противоположностью описанному методу постройки на основе
заранее собранных шпангоутов является изготовление обшивки корпуса
путем склеивания по кромкам узких реек на остове судна, собранном из
шаблонов шпангоутов (рис. 69). На рис. 70 показан обшитый корпус с
вклепанными дополнительно ламинированными шпангоутами, над которыми
поднят его остов. Склеивание кромок реек придает корпусу такую
прочность, что остов можно вынуть и форма корпуса тем не менее не
изменится. Перед извлечением построечного остова в корпус ставят
носовой палубный стрингер.
Оба метода постройки на заранее изготовленных шпангоутах и
лекалах-шаблонах применяет одна и та же шведская верфь. Очевидно,
оба метода эффективны.
После того как в корпусе смонтированы шпангоуты и продольные связи,
устанавливают на место заранее сделанные бимсы, кормовую часть
палубного стрингера, а также все предусмотренные проектом детали
набора. К привальному брусу бимсы крепят путем косой врезки и
шурупами. Роль прочной связи выполняет нижний слой палубного
настила, изготовляемой из фанеры. Для фиксации коротких боковых
полубимсов служат поперечные траверсы.
После настила палубы монтируют заготовленные поперечные переборки и
детали надстройки. Каждую отдельную деталь, изготовленную заранее по
шаблонам, раскрепляют в корпусе с помощью деревянных поперечных реек
и брусьев для фиксации и контроля их положения. Не секрет, что
индивидуальная постройка яхты в единственном экземпляре по такой
технологии может занять вдвое больше времени без существенного
улучшения качества. Это объясняется тем, что при постройке одного
судна еще окончательно не отработана конструкция корпуса и нет
четкой систематизации трудового процесса.
Уже при постройке второго судна рабочий знает заранее
последовательность работы. При изготовлении дальнейших судов серии
рабочий, если он честолюбив и рассчитывает на денежное
вознаграждение за вносимые им усовершенствования, будет подавать
свои предложения по улучшению проекта. Даже при небольших
конструктивных изменениях можно достичь значительных выгод в
производственном процессе.
Для успешной постройки деревянных яхт наряду с дальнейшим
совершенствованием конструкции есть значительные резервы в
организации процесса труда, например, применение
поточно-позиционного метода, когда корпуса яхт перемещаются на
тележках через один и тот же сборочный цех, в котором монтируют
ритмично корпус и надстройки. К сожалению, на многих верфях часто
забывают о прогрессивных методах, которыми обогатилась технология
постройки яхт.