До сих пор магнитный компас остается самым главным навигационным
прибором на борту яхты. Его магнитики, помещенные под картушкой,
автоматически устанавливаются параллельно магнитным меридианам,
которые опоясывают земной шар. Однако магнитный компас реагирует не
только на магнитное поле Земли. Магнитное поле самого судна также
влияет на его показания, так что при установке компаса надо
учитывать некоторые законы.
Масса железа, сосредоточенного в корпусе судна, отклоняет силовые
магнитные линии Земли. Этот эффект особенно заметен на яхтах со
стальными корпусами и надстройками. Даже в частично закрытом
помещении из стали компас не может показывать правильного
направления. Поэтому его устанавливают на стойке из немагнитного
материала высотой не менее 0,8 м выше надстройки и по возможности
близ миделя яхты с учетом симметричного распределения железных масс.
Если стальная яхта имеет надстройку из алюминия, то компас можно
монтировать на надстройке или на крыше рулевой рубки. Для того чтобы
он надежно показывал направление на север, влияние корпуса надо в
любом случае компенсировать. Это достигается установкой небольших
компенсационных магнитов. Компас можно устанавливать не ближе 0,8 м
от двигателя или других больших стальных масс. Это довольно сложно
реализовать на парусной яхте, на которой компас расположен близко к
днищу кокпита на рулевой стойке. При крене вследствие изменения
относительного расположения двигателя и компаса происходит настолько
сильное искажение магнитного поля Земли, что не помогает даже
компенсация девиации прибора. Кабели постоянного тока, расположенные
вблизи компаса, также отклоняют картушку, поскольку ток индуцирует
магнитное поле, окружающее кабель. Это влияние тем сильнее, чем
больше сила тока, протекающего по проводу. Поэтому несколько
проводников, состоящих из одной проволоки, необходимо скручивать
вместе. Магнитные поля отдельных проводов при этом взаимно
уничтожаются. Желательно также вместо двухпроводного кабеля
применять четырехпроводной и так подключать, чтобы два проводника
использовать для прямого ( + ) и два для обратного (-) направления
тока. Следует учитывать, что скомпенсировать влияние тока с помощью
магнитов трудно, так как нагрузка кабеля не является величиной
постоянной.
Освещение компаса в любом случае должно быть устроено так, чтобы не
ослеплять рулевого. Освещенность компаса следует регулировать с
помощью потенциометра. Рано утром и в вечерних сумерках нужен яркий
свет, а ночью замаскированный свет щадит зрение. Предпочтительным
считается цветное освещение - чуть зеленоватое, Проще всего решается
проблема освещения у компаса с прозрачным днищем. В других случаях
компас оборудуют верхним освещением с источником света, находящимся
в оправе на плексигласовой крышке. Лампочки мощностью 5 Вт
достаточно. Так как потенциометр состоит из проволоки, намотанной на
фарфоровый корпус, то он действует как индукционная катушка,
магнитное поле которой влияет на показания компаса. Это необходимо
учитывать при монтаже системы освещения компаса.