Люди издавна ценят в человеке его внешний облик. Правильная
осанка, здоровая кожа, красивые волосы, нарядный костюм и, конечно,
в целом красивое лицо имеют большое эстетическое и психологическое
значение как для самого человека, так и для окружающих. Осознание
себя красивым улучшает самочувствие человека, делает его
жизнерадостным, повышает внутреннюю самодисциплину, культуру
поведения, словом, облагораживает человека.
Известно, что понятия о красоте вообще, в том числе и о красоте
лица, менялись с изменением эстетических взглядов той или иной
эпохи. Творения великих мастеров живописи и скульптуры показывают,
как развивались представления о красоте человека, в том числе и о
красоте его лица, в разные времена у разных народов. Взгляды на
прекрасное существовали уже в Древнем Египте. В скульптурных
изображениях, литературных произведениях, гимнах богам, в
жизнеописаниях фараонов выражены идеи об эстетическом свойстве мира.
В одежде и косметике древнего египтянина наглядно выступала
своеобразная^ идея порядка, стремление четко организовывать
предметный мир и внешность человека. Отсюда линейная жесткость в
складках платья, прическе, в подкраске лица и глаз. Прекрасным
считали светло-желтый цвет лица. Он символизировал землю, согретую
солнцем. Самым красивым цветом глаз считали зеленый. Поэтому, желая
улучшить внешность, под глазами рисовали круги углекислой медью,
дававшей этот цвет. В такой же цвет окрашивали ногти, ступни ног.
Нормой прекрасного считали выстриженную голову, на которую надевали
парик большого размера с длинными, ниспадающими на спину локонами;
иногда надевали два парика, один на другой.
В древнегреческой эстетике средоточием прекрасного считался космос,
что означало одновременно: вселенная, мир, красота, наряд, порядок,
гармония. Не случайно слова "космос" и "косметика" (от греч. cosmetice - искусство украшать себя) имеют единый корень. Величину,
порядок, симметрию древние греки рассматривали как свойства
прекрасного.
Древнегреческими художниками руководило стремление создать идеальный
образ человека, в котором все части тела, в том числе и черты лица,
находились бы в гармоническом сочетании. Они стремились увидеть в
лице средние типичные черты, отвечающие требованиям меры. Поэтому
нашли и оставили после себя меру прекрасного, запечатленную в
искусстве, так называемые каноны и модули.
Единицей меры - модулем - художники выбирали какую-либо часть
человеческого тела. Так, например, Лисипп в основу своего канона
идеальной фигуры в качестве модуля взял высоту головы, которая
укладывалась в высоте всей фигуры 8 раз. Прекрасным по канону
Лисиппа считалось лицо, которое можно было разделить на несколько
равных частей (рис. 1). В одном случае лицо делили на три равные
части, при этом разграничительные линии проходили через кончик носа
и верхний надбровный край; в другом случае - на четыре равные части,
при этом разграничительные линии проходили через край подбородка, по
кайме верхней губы, по зрачкам и верхнему краю лба. Прекрасной
считалась форма глаз с широким межвековым разрезом, обнажающим
значительную часть глаза. Края век должны были изгибаться дугой.
Форма рта соразмерялась с формой глаз. Размер рта должен был быть в
полтора раза больше глаза.
Рис. 1. Соотношение частей лица (по канону
Лисиппа)
Основоположники античной медицины уделяли большое внимание
улучшению внешности человека. Так, например, Гиппократ прописывал
различные душистые вещества, мази для белизны и смягчения кожи,
использовал благовонные притирания, которые должны были сохранять
красоту лица. Критон описал способы ухода за волосами, их окраску, а
также средства для удаления пигментных пятен, мешающих красоте лица.
Гален различал косметику для сохранения красоты человеческого тела и
косметику для маскировки дефектов на нем, создал рецепты румян,
белил, крема для лица.
Людей, умевших украшать тело по прописям знаменитых врачей, называли
косметами. Комплекс используемых ими средств состоял из ряда
снадобий: сурьмы, которую применяли для приготовления препарата,
дававшего блеск глазам, румян, ароматических смесей для притираний,
хны и басмы для окраски волос и ногтей.
В целом античная культура унаследовала значительный арсенал средств
и способов, направленных на улучшение внешности человека. Некоторые
из них стали классическими, поэтому не потеряли значения и в наше
время.
В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею
- недозволенным. Средневековая культура проповедовала культ
аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. Тело
драпировали в тяжелые, ниспадающие до пола ткани. Такой костюм
скрывал форму фигуры, иногда даже прическу и лицо. Противоречило
эстетическим нормам применение ярких цветных тканей в костюмах,
головных уборах, а рыжий цвет волос, например, просто считался
греховным. Был предан забвению арсенал средств для улучшения
внешности, которые были популярными в старые античные времена.
Прекрасным считался бледный цвет лица.
В противоположность средневековой культура эпохи Возрождения вновь
стала утверждать красоту самой природы и радость ее восприятия.
Художники-гуманисты этого времени в своих произведениях передавали
духовное и чувственное наслаждение жизнью, утверждали новые
эстетические идеалы, новое понимание прекрасного. В период раннего
Возрождения! например, во Флоренции существовало до трехсот
косметических рецептов, по которым умели делать бледно-розовый цвет
лица и белокурые волосы, считавшиеся прекрасными. Это отражено в
картинах художника Ботичелли.
Венеция эпохи Возрождения овладела способом обесцвечивания волос на
солнце и открыла красоту золотисто-рыжих волос, цвет которых позже
стали называть "цветом Тициана". В это же время были созданы
всевозможные декоративные пудры, пасты, румяна, помада, краски и
вещества, осветляющие волосы. Любимым цветом пудры был фиолетовый
различных оттенков. Пудру, окрашенную в такой цвет, называли
ирисовой.
Постепенно моду на светлые волосы приняли мужчины, которые
естественный цвет волос вытравляли до светлого, а в случае неудачи
для подкраски вытравленных волос применяли пудру соответствующего
цвета. Когда мода на светлые волосы охватила мужчин, у женщин стал
считаться модным черный цвет волос.
В середине XVI века искусство отходит от гуманистических идеалов и
классически ясных форм. Живопись и скульптура этого периода
торжественны, парадны. В них мы видим причудливую игру света и тени,
безудержное кипение клубящихся масс (стиль барокко). Эстетические
каноны искусства этого времени, разумеется, влияли на форму костюма,
прически, вид декоративной косметики. Например, красивой считалась
прическа увеличенной формы. Волосы у женщин для этой цели взбивали
тупеем, дополняли их в случае необходимости фальшивыми. Женские
прически создавали при помощи всяких приспособлений: проволочного
каркаса, лент, обручей, подкладок. Лицо и руки обильно обсыпали
пудрой. В дальнейшем натуральные волосы вытеснил парик, который
густыми прядями свисал на плечи и спину. Такой парик просуществовал
долгое время.
К началу XVII века возникает новое течение в искусстве, которое
распространяется в Европе как выражение вкусов высшей аристократии.
Господствовали прихотливая орнаментальность форм, нарочитая
асимметричность и сложность извилистых линий, создающих впечатление
легкости и невесомости (стиль рококо). Эти же черты видны в костюме,
прическе, декоративной косметике. Головные уборы, доходившие до
полутора метров высотой, состояли из каркаса, покрытого полосками
муслина, лентами, цветами, в сочетании с локонами собственных и
поддельных волос. Входит в обиход обильное применение белой пудры и
мушек, своею чернотой особенно оттенявшие белизну кожи и нежный
румянец -по тем временам высшие признаки красоты. Обильно применяют
румяна, помаду для губ, пудру, которой старательно обсыпают руки,
шею и даже волосы.
Темп жизни и смена моды к концу XVIII века убыстряются. В начале XIX
века во Франции сложилось новое эстетическое направление в
искусстве. Эстетические идеалы этого времени заимствовали из
античного мира (стиль ампир). С появлением античных мотивов в
костюме вошла в быт прическа с короткими волосами, которая в своей
основе заимствовала элементы античной прически. Вышли из моды румяна
и мушки. Вместо обильно применяемой белой пудры стали применять
пудру, цвет которой был близок к естественному цвету лица, так
называемый ореховый.