Красители применяемые в препаратах,
наносимые на кожу рук, растворимые
Растворимые красители.
Их применяют для приготовления гримировальных препаратов. К ним
относят пигменты и лаки.
Пигменты - сухие красители. Ценность и назначение пигментов
определяются их свойствами. К основным свойствам пигментов относят
цвет, тонкость помола, укрывистость, красящую способность,
светостойкость, маслоемкость, химическую устойчивость, токсичность,
удельный вес.
Цвет пигмента зависит от химического состава и тонкости помола.
Цвета делят на ахроматические и хроматические. К ахроматическим
относят белые, черные цвета с рядом промежуточных цветов.
Ахроматические цвета отличаются один от другого светлотой, т. е.
способностью отражать большее или меньшее количество падающего
цвета. К хроматическим цветам относят все спектральные цвета:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и множество
других цветов, получаемых смешением указанных цветов. Каждый
хроматический цвет характеризуется цветовым тоном, светлотой и
насыщенностью. Все цвета принято делить на теплые и холодные.
Тонкость помола - дисперсность - зависит от степени измельчения
пигмента. При увеличении дисперсности обычно улучшается цветность
пигмента, увеличивается его интенсивность и укрывистость, покрытие
становится ровным, гладким. Чрезмерно высокое измельчение пигмента
может привести к ухудшению свойств некоторых пигментов (снижению
укрывистости и т. п.). Тонкость помола определяют мокрым и сухим
просеиванием пигмента через сито с определенным числом отверстий на
1 см2 или взбалтыванием пигмента с водой. Чем выше тонкость помола
пигмента, тем медленнее он осаждается после взбалтывания в стакане с
водой.
Укрывистость - способность пигмента, затертого со связующим
материалом, покрывать поверхность (грунт) таким образом, чтобы она
не просвечивала через нанесенный слой краски. Укрывистость пигмента
зависит от степени дисперсности, формы его частиц, а также от вида
связующего. Количественно укрывистость выражается в граммах сухого
пигмента, необходимого для закрывания 1 см2 поверхности.
Красящая способность (интенсивность) - способность пигмента при
смешивании с пигментами другого цвета придавать смеси свою окраску.
Красящая способность выражается количеством разбеливающего вещества,
прибавляемого к пигменту до получения определенного оттенка.
Интенсивность пигмента увеличивается с повышением дисперсности.
Однако чрезмерное измельчение пигмента ведет к потере интенсивности,
делает его прозрачным, лессирующим. Поэтому устанавливают пределы
измельчения пигмента.
Светостойкость пигмента - это его способность сохранять свой цвет
под действием света. Наиболее светостойкими являются природные
минеральные пигменты.
Маслоемкость пигментов определяется количеством масла в граммах,
необходимого для затирания 100 г пигмента до пастообразного
состояния. С увеличением степени дисперсности возрастает
маслоемкость пигмента. Пигменты наименьшей маслоемкости наиболее
экономичны, однако прочность, устойчивость красочных пленок таких
пигментов невелика.
Химическая устойчивость пигмента определяется способностью пигмента
сохранять свои колористические и защитные свойства под действием
химических реактивов: воды, кислот, щелочи и т. п.
Токсичность пигмента определяется химической природой пигмента.
Пигменты, содержащие в своем составе свинец, медь, ртуть, ядовиты.
Удельный вес пигментов колеблется в широких пределах (например, у
сажи 1,8-2, у свинцовых белил 6,8). Легкие пигменты всплывают,
тяжелые осаждаются в маловязких связующих. Поэтому важен правильный
подбор пигмента и связующего.
Пигменты подразделяются на минеральные (неорганические) и
органические.
Минеральные пигменты представляют собой окислы и соли различных
металлов. По происхождению минеральные пигменты делят на
естественные и искусственные. Естественные минеральные пигменты
добывают из земли (переработкой глин н горных пород), поэтому их
называют земляными, или природными, пигментами. Эти пигменты
обладают высокой химической устойчивостью, но недостаточной
яркостью, насыщенностью цвета, однородностью состава. Ассортимент их
невелик. Поэтому большинство минеральных пигментов получают
искусственным путем. Искусственные минеральные пигменты представляют
собой полученные химическим путем окислы и соли металлов. К
искусственным минеральным пигментам относят порошки алюминия, меди и
др. Они имеют высокую стойкость к свету и атмосферным воздействиям,
обладают хорошей кроющей способностью. К пигментам условно относят и
наполнители- белые или слегка окрашенные вещества, обладающие
дополнительной кроющей способностью. При правильном подборе
наполнителя его можно добавить к пигменту в значительном количестве
без заметного ухудшения качества красочного состава.
Органические пигменты представляют собой сложные органические
соединения, превосходят минеральные пигменты по яркости и чистоте
цветового тона, однако уступают им по светостойкости.
По цвету пигменты подразделяют на белые, желтые, красные,
коричневые, зеленые, синие, черные. Отдельно выделяют группу
металлических пигментов (бронз).
К белым пигментам относят мел, известь, тяжелый шпат, белила
свинцовые, цинковые, титановые. В декоративной косметике и гриме
применяют белила цинковые и титановые.
Белила цинковые - окись цинка, искусственный белый минеральный
пигмент, получают возгонкой металлического цинка или цинкосодержащих
руд. В обоих случаях цинк превращается в пары и затем окисляется
кислородом воздуха. Такие белила содержат значительные следы мышьяка
и свинца. Поэтому для декоративной косметики и грима непригодны.
Очищенный продукт получают осаждением из раствора сернокислого и
хлористого цинка. Этот продукт носит название осажденных цинковых
белил. Является основным белым пигментом. Он светостоек, обладает
хорошей укрывистостью. Представляет собой рыхлый белый порошок без
вкуса и запаха. В воде почти не растворяется, но придает ей щелочную
реакцию.
В декоративной косметике
и гриме применяется благодаря вяжущим и осушающим свойствам как
важная составная часть гримировальных красок, защитных кремов,
пудры, румян. Обычно ингредиенты пудры - крахмал, тальк, нанесенные
тонким слоем на кожу лица, не могут скрыть ее недостатков. Кроме
того, они быстро осыпаются с лица. После прибавления цинковых белил
пудра хорошо ложится на кожу, маскирует ее дефекты и держится более
длительное время, однако несколько сушит кожу, поэтому цинковые
белила вводятся в состав препаратов в количестве до 10%.
Белила титановые-двуокись титана - получают из тиганосодержащих руд.
Очищенный продукт представляет собой белый, несколько блестящий,
нежный порошок высокой дисперсности. Нерастворим в обычных
растворителях, устойчив против действия щелочей, кислот, воздуха,
света, обладает большой укрывистостью и адсорбирующей способностью.
Хорошо заменяет цинковые белила, использование которых ограниченно.
Применяется в производстве пудры, румян, теней для век, для основы в
гримировальных красках и для разбавления цвета губных помад.
Желтыми пигментами являются охра, железоокисный желтый, крон
свинцовый и цинковый, сиена. В декоративной косметике и гриме
применяют охру, сиену, железоокисный желтый.
Охра - алюмосиликат железа, природный пигмент от светло-желтого до
золотистого и даже коричневого цвета. Представляет собой
измельченные высушенные глины, окрашенные водными окислами железа. С
увеличением содержания окиси железа возрастает укрывистость и
сочность окраски. Высококачественная охра содержит не менее 18%
окиси железа. Охра устойчива к свету, атмосферным воздействиям,
щелочам. При прокаливании приобретает красно-кирпичный цвет.
Наиболее чистые, яркие по цвету сорта называют золотистой охрой. Для
декоративной косметики и грима применяют охру различных оттенков
высшей очистки. Входит в состав гримировальных красок, цветной
пудры, крема-пудры, румян, эмалей для ногтей.
Сиена - разновидность охры с большим содержанием. окиси железа (до
65%). Бывает необожженная (желто-оливкового цвета) и обожженная
(коричнево-оранжевого цвета). Обладает значительной лессирующей
способностью. Входит в состав гримировальных красок, туши для
ресниц, теней для век.
Пигмент железоокисный желтый - водная окись железа, искусственный
пигмент коричнево-желтого цвета. Поручают окислением железного
купороса в присутствии гидроокиси железа. Обладает хорошей
светостойкостью. При прокаливании краснеет. Применяется в составах
гримировальных красок, туши для ресниц, теней для век.
Применяют и другие пигменты желтые, например пигмент оранжевый
прочный, пигмент желтый светопрочный С, пигмент оранжевый 2Л и др.
К красным пигментам относят железоокисные пигменты (сурик железный,
мумию естественную и искусственную, марс красный, сурик свинцовый,
краплак, бакан, пигмент алый и др. В декоративной косметике и гриме
применяют мумию естественную и искусственную, марс красный, пигмент
алый.
Мумия естественная - природный пигмент от желто-красного до
кирпично-красного цвета. Получают переработкой руд и бокситов с
высоким содержанием окислов железа. Выпускают трех сортов: бокситную,
светлую, темную.
Мумия искусственная - отличается от естественной более ярким
оттенком и более высокой укрывистостью. Ее получают прокаливанием
железного купороса. По цвету бывает светлая и темная.
Естественная и искусственная мумия применяется в производстве
гримировальных красок, теней для век, пудры, эмали для ногтей.
Марс коричневый - пигмент железоокисный, коричнево-красного цвета,
высокой светостойкости, большой интенсивности и укрывистости.
Получают прокаливанием различных солей или гидратов окиси железа.
Марс коричневый входит в состав гримировальных красок, туши для
ресниц, теней для век, пудры.
Пигмент алый - однородный порошок алого цвета. Применяется для
окраски губной помады, гримировальных красок и эмали для ногтей.
Основным коричневым пигментом является умбра - природный глинистый
пигмент, содержащий окись железа и марганца. Сырая необожженная
умбра имеет зеленоватый или красноватый оттенок, жженая -
темно-коричневый или красноватый. Применяется в производстве
гримировальных красок, теней для век, туши для ресниц. В качестве
коричневого цвета для этих же целей применяют сиену жженую, марс
коричневый, федосийскую коричневую.
К синим пигментам относятся ультрамарин, милори, кобальт. Они входят
в состав теней для век, туши для ресниц.
Ультрамарин получают искусственно обжигом смеси каолина, соды,
кремнистых добавок (кварцевого песка) серы; каменного угля. В
зависимости от количества и качества исходных материалов и степени
измельчения ультрамарин получается разных оттенков: от
светло-голубого до темно-синего и зеленоватого. Обладает хорошей
светостойкостью.
Милори - лазурь берлинская, искусственный, интенсивно окрашенный
пигмент от голубого до темно-синего цвета, небольшой укрывнстости.
Милори получают путем смешивания растворов железного купороса и
железосернистого калия и окисления выпавшего белого осадка. Пигмент
устойчив к свету, но в разбелах с титановыми белилами выцветает.
Из зеленых пигментов наиболее распространенными являются свинцовая и
цинковая зелень, окись хрома, медянка. Их получают искусственным
путем. В декоративной косметике и гриме применяется окись хрома -
пигмент темно-зеленого цвета с оливковым оттенком. Получают
прокаливанием хромпика в присутствии серы и других восстановителей.
Обладает высокой устойчивостью к свету. Применяется в производстве
теней для век. Для этой же цели используется крон зеленый.
Разные красители применяют
для атокосметики.
К черным пигментам относят сажу, черни, пиролюзит, графит.
Сажа - наиболее распространенный черный пигмент. Она представляет
собой почти чистый аморфный углерод. Образуется при неполном
сгорании древесины или ее отходов (печная сажа), нефтяных остатков и
каменноугольных смол (ламповая сажа), а также природных смол
(газовая сажа). В производстве декоративной косметики и грима
применяют газовую сажу при изготовлении гримировальных красок, туши
для ресниц, теней для век. Черный цвет в этом случае усиливают
добавлением ультрамарина.
Лаки - нерастворимые соли некоторых кислотных и прямых красителей.
Образуются после перевода органических растворимых красителей в
нерастворимое состояние в результате обработки некоторыми
веществами. Они являются искусственными смесями или соединениями
органических красителей с бесцветными или окрашенными минеральными
веществами, способствующими лучшему использованию красителей. Эти
вещества называют субстратами или основаниями. В зависимости от
субстрата лаки, так же как и пигменты, дают непросвечивающие и
просвечивающие (глазурные) кроющие основы.
Лак карминовый - густо-красный порошок, нерастворимый в воде.
Представляет собой соединение глинозема с карминовой кислотой. Дает
кровяно-красную взвесь в виде раствора. При кипячении с известковой
водой принимает фиолетовый оттенок. Применяется для приготовления
губной помады, румян, гримировальных красок и темных сортов пудр,
часто в сочетании с другими красящими веществами.
Краплак - комплексное соединение ализорина с алюминием, кальцием,
оловом, ярко-вишневого цвета. Обладает лессирующими свойствами.
Применяется в производстве губной помады, гримировальных красок,
румян, лака и эмали для ногтей.
Киноварь искусственная - лак красного цвета различных оттенков.
Получают ее смешиванием наполнителя (например, мела, тяжелого шпата)
с красным органическим красителем (например, ализорином) или
осаждением красителя на наполнитель. При прокаливании
обесцвечивается. Окрашивает спирт в красный цвет. Применяется в
производстве губной помады, румян, гримировальных красок, лаков и
эмалей для ногтей.
Бакан - лак, получаемый осаждением на глиноземе красящих отваров
растительного или животного происхождения. Применяется в
производстве гримировальных красок, пудры, румян, эмалей для ногтей.
Известно также применение и других лаков, например рубинового СК,
ярко-оранжевого Ж, красного С, красного Ж, алого С и др.
Пигменты и лаки нашли широкое применение в производстве декоративной
косметики и грима ввиду большой стойкости их к свету, воде, жировым
выделениям кожи, температуре. Однако многие пигменты и лаки не
безвредны для организма, поэтому список применения их
регламентирован органами здравоохранения СССР.
Перед применением все пигменты и лаки тщательно измельчают в
тончайший порошок, т. е. доводят до высокой дисперсности, просеивают
через сито, затем растирают с жировыми веществами. Тонкость помола
пигмента и лака служит важным качеством косметического изделия. От
тонкости перетертого и размельченного состава красящего вещества
зависит чистота и интенсивность красящего мазка. Ввиду того что
красящие вещества по своему строению бывают кристаллическими и
аморфными, отношение к измельчению их различно. Кристаллические
пигменты при сильном измельчении теряют свою структуру и
обесцвечиваются, поэтому при размоле устанавливают оптимальную
величину зерна для каждого красителя с целью сохранения его цветовых
качеств.