Рассматривая мимический аппарат лица, можно выделить такие мышцы,
сокращение которых приводит к тем или иным мимическим выражениям.
Ввиду того что мимические выражения являются всегда следствием
сокращения определенных групп мышц, можно совершенно точно
установить, какие мышцы создают данное мимическое выражение и
сокращение каких мышц является основным, а каких - дополняющим.
Следует знать это точно, чтобы подчеркнуть в гриме основной характер
выражения.
Каждый выражает свои чувства по-своему. Больше того, один и тот же
человек в различных обстоятельствах по-разному выражает одинаковые
чувства. В этом проявляется характер человека и обстоятельства, на
которые он реагирует, и сила чувства. Один радость переживает "про
себя" и в этом случае она может отражаться только в ярком блеске
глаз, еле заметной улыбке. У другого радость вызывает бурный
восторг. Большое значение имеет и характер чувства. Одно дело,
например, радость от встречи с ближним, другом, другое дело,
проявление радости, например, в результате выполнения боевого
задания. Поэтому мимические штампы не выражают, а искажают чувства.
Знакомясь в процессе обучения техники гримирования с мимическими
выражениями, складывающимися под действием мышц, избегают
механического воспроизведения с помощью гримировальных красок этих
мимических выражений. Не все мимические выражения подчеркивают
гримом. Обычно не рисуют на лице крайнего проявления мимики: ужаса,
восхищения, ярости, плача и т. п. Возможности грима так велики и
разнообразны, что совершенно не требуется фиксировать гримом то или
иное мимическое выражение. Достаточно умело и художественно верно
подчеркнуть или выделить лишь отдельные элементы в соответствии с
конкретными задачами.
Однако в целях познания анатомических основ грима рассмотрим три
основные мимические композиции, как составные части теории
гримировального искусства - радость, печаль, гнев.
Радость. Мимические мускулы лица приходят в движение,
при котором все черты лица кажутся как бы приподнятыми кверху.
Носогубные складки резко изменяются, дугообразно направляясь от
крыльев носа сначала несколько кверху, а потом вниз. Большие
скуловые мышцы, сокращаясь, оттягивают углы губ назад и кверху,
вследствие чего щеки также приподнимаются кверху, образуя под
глазами, у наружных углов, мелкие морщины. Брови вследствие легкого
сокращения лобной мышцы принимают несколько изогнутый вид. При смехе
нос кажется укороченным из-за сильно подтянутых кверху щек и верхней
губы. Центр мимического выражения лежит в средней части лица.
Печаль. Это эмоциональное состояние в мимике на лице
выражают общим мышечным расслаблением, от которого черты липа
кажутся опустившимися вниз и удлиненными. На лбу образуются
характерные подковообразные морщины. Верхнее веко, несколько нависая
над глазом, приподнимается вверх, параллельно направлению бровей.
Удлиняется нос, переносье вытягивается кверху. Брови нередко
принимают косое направление, при котором внутренние концы бровей
приподнимаются кверху. Углы губ опускаются книзу, отчего носогубные
складки вытягиваются по своему направлению. Центр мимического
выражения - в верхней части лица.
Гнев. Это эмоциональное состояние в мимике лица
выражается сильным нахмуриванием лба, сокращением мышц сдвигателей
бровей, пирамидальной мышцы и верхней части круговой мышцы глаза. В
этом случае внутренние концы бровей сдвинуты и опущены книзу.
Межбровное пространство заполняют резко выраженные вертикальные
складки. Губы плотно сжаты. Щеки кажутся более впалыми, так как
впадины щек подчеркиваются сильно выступающими при своем сокращении
жевательными мышцами. Переносье выдается из-под нависших бровей.
Центр мимического выражения - в верхней части лица.
Примерные соответствия переживаемых человеком чувств и его мимики
дают возможность в процессе обучения технике гримирования
анализировать, выверять, сопоставлять их с примером мимических
упражнений на собственном лице. В результате аналитического разбора
мимических композиций и ряда соответствующих мимических упражнений
учатся с помощью грима подчеркивать и выявлять типичные черты лица.