Система охлаждения двигателя (рис. 24) - жидкостная, с
принудительной циркуляцией жидкости. Поддержание правильного
температурного режима работы двигателя оказывает решающее значение
на износ деталей двигателя и экономичность его работы. Наиболее
выгодный режим лежит в пределах 85-90° С. Указанная температура
поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и
жалюзи, которые открывает и закрывает водитель.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется указатель
температуры, датчик которого ввернут в головку цилиндров. Кроме
того, на щитке приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся
красным светом при повышении температуры жидкости до 104- 109° С.
Датчик лампы ввернут в верхний бачок радиатора. При загорании лампы
следует немедленно установить и устранить причину перегрева.
Термостат (рис. 25) помещается в выпускном патрубке. Клапан
термостата начинает открываться при повышении температуры воды до
76-82° С, а при температуре 88-94° С он полностью открыт. При
закрытом клапане жидкость в блоке цилиндров циркулирует через
отверстие диаметром 30 мм между полостью выпускного патрубка и
приемной камерой насоса.
Рис. 25. Клапан термостата: а -в открытом; б
-в закрытом положении
Для удаления воздуха из рубашки охлаждения двигателя при
заполнении системы жидкостью и предупреждения образования воздушных
пробок на клапане термостата имеется небольшая канавка. Отопитель
кузова присоединен параллельно радиатору, и термостат не отключает
его от двигателя. Поэтому не следует во время прогрева двигателя
открывать крышку люка воздухопритока и включать электродвигатель
вентилятора.
Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру
жидкости в двигателе, отключая и включая радиатор. В холодную
погоду, в зимнее время, особенно при малых нагрузках двигателя,
почти все тепло отводится за счет обдува двигателя холодным
воздухом, и жидкость через радиатор не циркулирует. Чтобы не
заморозить жидкость в радиаторе, необходимо зимой держать всегда
жалюзи закрытыми и только при повышении температуры до 90° С слегка
их открывать.
Ни в коем случае нельзя в зимнее время снимать термостат. Двигатель
без термостата прогревается очень долго и работает при низкой
температуре охлаждающей жидкости, в результате ускоряется износ его
деталей, увеличивается расход топлива и происходит обильное
отложение смолистых веществ в двигателе.
Водяной насос (рис. 26) - центробежного типа. Подшипники насоса
отделены от водяной полости сальником и водосбросной канавкой.
Жидкость, просочившаяся через сальник, не попадает в подшипники, а
стекает по водосбросу вниз.
Вентилятор - шестилопастный, пластмассовый, крепится посредством
переходной пластины к ступице, надетой на валик водяного насоса,
приводится во вращение двумя клиновыми ремнями от шкива на
коленчатом валу двигателя. Вентилятор окружен кожухом, прикрепленным
к радиатору.
Радиатор (рис. 27) - трубчато-ленточный, крепится к боковым щиткам в
передней части кузова.
Рис. 26. Водяной насос: 1 - контрольное
отверстие для выхода смазки: 2 сливное отверстие для воды; 3 -
уплотнительная шайба; 4 - манжета;
Пробка радиатора (рис. 28), герметически закрывающая всю систему
охлаждения, имеет два клапана: паровой, открывающийся при избыточном
давлении 0,45-0,50 кгс/см2, и воздушный, открывающийся при
разрежении 0,01-0,10 кгс/см2. Благодаря такому высокому давлению
жидкость в системе начинает закипать только при температуре 109-112°
С.
Расширительный бачок - пластмассовый, соединен трубкой с наливной
горловиной радиатора. На бачке имеется метка <Min>, означающая
низший допускаемый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Пробка
расширительного бачка снабжена резиновым клапаном, через прорезь
которого расширительный бачок сообщается с атмосферой при повышении
давления в системе и при разрежении. Поскольку в системе возможно
повышенное давление, то во избежание ожогов паром, пробку на горячем
двигателе следует открывать рукой, завернутой в плотную салфетку.
Слив воды производится одновременно через два краника, один из
которых находится на нижнем бачке радиатора, другой - с правой
стороны блока цилиндров, в задней его части. При сливе необходимо
снимать пробку радиатора, а краник отопителя должен быть открыт.
Жалюзи (см. рис. 27) состоят из стальных, оцинкованных
пластин-створок, расположенных горизонтально, открывают и закрывают
их при помощи гибкой тяги. При вдвигании рукоятки жалюзи
открываются, а при выдвигании на себя - закрываются.