Неисправности двигателя и их
устранение, проверка технического состояния
Проверка технического состояния двигателя. Приработка деталей
двигателя происходит в первые 5000 км пробега. После этого за пробег
50 0000-80 000 км существенных изменений в состоянии деталей
двигателя не происходит. При дальнейшей эксплуатации в двигателе
вследствие износа возможно возникновение различных неполадок.
Своевременное их устранение позволяет поддерживать хорошее
техническое состояние двигателя без капитального ремонта весьма
длительное время (в среднем, пробег до капитального ремонта
двигателя при нормальной эксплуатации составляет более 150 000 км).
Поэтому очень важно периодически проверять техническое состояние
двигателя. Оно определяется падением мощности двигателя, повышенным
расходом топлива и расходом масла на угар, снижением давления масла
в системе смазки, уменьшением компрессии в цилиндрах и повышением
шумности работы двигателя.
Падение мощности двигателя сказывается на динамических качествах
автомобиля: автомобиль медленно разгоняется, приходится включать
пониженные передачи при прохождении подъемов, преодолеваемых ранее
на прямой передаче, уменьшается максимальная скорость.
Следует иметь в виду, что причиной указанного явления могут быть
также нарушения в ходовой части автомобиля (регулировка тормозов и
подшипников передних колес, нарушение схождения передних колес,
низкое давление воздуха в шинах). Поэтому перед проверкой двигателя
надо обязательно отрегулировать ходовую часть автомобиля.
Исправный автомобиль должен иметь путь свободного качения (выбег) со
скорости 50 км/ч не менее 450 м. Такая проверка, как и остальные,
проводится на сухом горизонтальном участке шоссе с асфальтовым или
бетонным покрытием в безветренную погоду.
Одним из способов проверки мощности автомобиля является определение
его максимальной скорости на мерном километровом участке закрытого
шоссе или на автополигоне.
К моменту подъезда к мерному участку автомобиль должен иметь
установившуюся (максимальную) скорость. Время прохождения мерного
участка определяется секундомером по километровым столбам. Скорость
следует проверять по двум заездам во взаимно противоположных
направлениях.
Максимальная скорость определяется как средняя арифметическая
скорость в двух заездах. Для автомобиля ГАЗ-24 при нормальном
состоянии двигателя модели 24Д максимальная скорость должна быть не
менее 140 км/ч.
Другим способом проверки мощности двигателя является определение
времени прохождения автомобилем однокилометрового участка с места
при интенсивном разгоне с переключением передач.
Переключение передач следует делать при достижении на первой
передаче скорости 40 км/ч, на второй - 60 и на третьей -95 км/ч.
Время прохождения 1 км с места должно быть не более 45 с. Время
Разгона также следует определять как среднее арифметическое двух
заездов.
Все испытания должны производиться на прогретом двигателе: при
температуре масла в картере в пределах 80-95° С, а воды в системе
охлаждения - не ниже 85° С. Автомобиль должен иметь нормальную
нагрузку. Снижение максимальной скорости автомобиля до 125 км/ч при
исправном состоянии ходовой части свидетельствует о снижении
мощности двигателя и о необходимости подробной проверки его
состояния.
Эксплуатационный расход топлива зависит не только от технического
состояния двигателя, но и от самого автомобиля, дорожных условий,
нагрузки, методов вождения. Поэтому эксплуатационный расход топлива
не является показателем технического состояния не только двигателя,
но и автомобиля в целом.
Техническое состояние двигателя (при исправности других механизмов
автомобиля) определяется контрольным расходом, т. е, расходом
топлива полностью груженого автомобиля, движущегося по
горизонтальному участку дороги с асфальтобетонным или
цементобетонным покрытием со скоростью 40-50 км/ч. Испытания
проводятся на участке протяженностью 4-5 км в двух противоположных
направлениях.
Контрольный расход топлива должен быть не более 8 л/100 км (ГАЗ-24 с
двигателем модели 24Д).
При определении контрольного расхода питание двигателя топливом
следует производить из отдельного топливного бачка.
Расход масла на угар проверяют замером количества масла, доливаемого
до метки <П> за определенный пробег. Постепенно, по мере износа
двигателя, расход масла увеличивается. Если расход масла на угар
превысит 0,25 л/100 км, то двигатель подлежит ремонту.
Давление масла в системе смазки проверяют контрольным манометром.
Манометр присоединяют вместо датчика давления масла, ввернутого в
корпус фильтра (резьба К 1/4").
Давление масла на прогретом двигателе при средних скоростях движения
автомобиля должно быть в пределах 2-4 кгс/см2 Уменьшение давления
масла при средней частоте вращения коленчатого вала ниже 1 кгс/см2 и
при малой частоте вращения ниже 0,5 кгС/см2 свидетельствует о
неисправностях в системе смазки или чрезмерном износе подшипников
коленчатого или распределительного валов. В этом случае двигатель
подлежит ремонту.
Величину компрессии по цилиндрам определяют компрессометром на
прогретом до 70-85° С двигателе при полностью открытой дроссельной
заслонке, вывернутых свечах зажигания и при отсутствии топлива в
карбюраторе, прокручиванием коленчатого вала стартером.
Аккумуляторная батарея должна быть полностью заряженной.
Давление в. цилиндре менее 9 кгс/см2 свидетельствует об износе или
неисправности поршневых колец или негерметичности клапанов. Разница
давления между цилиндрами должна быть не более 1 кгс/см2. Для
дополнительной проверки компрессии следует через отверстие свечи
зажигания залить в цилиндр 20-30 см3 масла для двигателя и вновь
прокрутить двигатель стартером. Повышение компрессии при этом
указывает на неисправность (износ) колец или цилиндров; отсутствие
повышения давления - на негерметичность клапанов.
Шумность двигателя проверяют прослушиванием его работы на холостом
ходу при разной частоте вращения. Двигатель при этом должен быть
прогрет до температуры 70-85° С.
Без стетоскопа прослушивают работу распределительного механизма:
клапаны при 500-1000 об/мин; толкатели при 1000- 1500 об/мин;
шестерни привода при 1000-2000 об/мин.
С применением стетоскопа прослушивают работу поршневой группы,
шатунных и коренных подшипников при резком изменении частоты
вращения коленчатого вала двигателя от 2500 до 5000 об/мин.
Совершенно не допускается стук и дребезжание поршней, стук коренных
и шатунных подшипников, поршневых пальцев, стук или резкий шум
высокого тона шестерен привода распределительного вала, шестерен
масляного насоса и его привода, шум высокого тона и писк крыльчатки
и подшипников водяного насоса.
Допускается равномерный стук клапанов и толкателей, сливающийся в
общий шум, периодический стук клапанов и толкателей при нормальных
зазорах между клапаном и коромыслом, выделяющийся стук клапанов и
толкателей, исчезающий или появляющийся при резком изменении частоты
вращения коленчатого вала двигателя, ровный нерезкий тон от работы
привода распределителя и не выделяющийся из общего фона шум шестерен
масляного насоса.