надеть на передний конец распределительного вал распорную втулку
и упорный фланец;
напрессовать с помощью приспособления шестерню распределительного
вала и закрепить ее болтом с шайбой. Момент затяжки равен 5,5-6,0
кгс м;
о помощью щупа, вставленного между упорным фланцем
распределительного вала и ступицей шестерни газораспределения,
проверить осевой зазор распределительного вала (рис. 80). Зазор
должен быть в пределах 0,1-0,2 мм;
прочистить трубку смазки распределительных шестерен и привернуть ее
с помощью болта и хомутика к блоку;
Рис. 81. Запрессовка сальника в крышку
распределительных шестерен
Рис. 82. Центрирование переднего сальника
коленчатого вала с помощью оправки 5-У-27685
Рис. 83. Напрессовка ступицы шкива
коленчатого вала с помощью приспособления 16-У-236817
вставить подсобранный распределительный вал в отверстия блока
цилиндров, смазав предварительно его опорные шейки маслом для
двигателя. При зацеплении шестерен газораспределения зуб шестерни
коленчатого вала с меткой О должен быть против риски у впадины
зубьев шестерни распределительного вала (см. рис. 20). Боковой зазор
в зацеплении должен быть в пределах 0,03-0,08 мм. При большем или
меньшем зазоре подобрать другую пару;
через отверстия в шестерне распределительного вала прикрепить двумя
болтами с пружинными шайбами упорный фланец к блоку цилиндров;
надеть на шейку переднего конца коленчатого вала маслоотражатель
выпуклой стороной к шестерне;
проверить пригодность сальника, запрессованного в крышку
распределительных шестерен, к дальнейшей работе. Если сальник имеет
изношенные рабочие кромки или слабо охватывает ступицу шкива
коленчатого вала, вставленную в сальник, заменить его новым.
Запрессовку, сальника в крышку рекомендуется производить при помощи
оправки, как показано на рис. 81;
надеть на шпильки прокладку и крышку распределительных шестерен;
сцентрировать крышку по переднему концу коленчатого вала при помощи
оправки (рис. 82) и завернуть все болты крепления крышки. Если нет
центрирующей оправки, то установку крышки можно производить по
ступице шкива коленчатого вала. Ступицу надо напрессовать на
коленчатый вал так, чтобы ее конец входил на глубину 5 мм в
отверстие крышки. После этого закрепить крышку гайками, выдерживая
одинаковый зазор по окружности между ступицей и отверстием крышки.
Выравнивание зазора производить легкими ударами деревянного или
резинового молотка по крышке. После этого окончательно закрепить
крышку;
завернуть в коленчатый вал храповик, предварительно надев на него
пружинную шайбу. Проворачивая за храповик коленчатый вал, проверить,
не задевает ли отражатель ступицы за крышку распределительных
шестерен из-за погнутости отражателя или ослабления его; посадки на
ступице;
привернуть шкив коленчатого вала к ступице;
установить масляный насос в сборе с маслоприемником; проворачивая
коленчатый вал, совместить метку ВМТ на ободе шкива коленчатого вала
с указателем на крышке распределительных шестерен (см. рис. 17).
Кулачки распределительного вала, приводящие в действие клапаны
первого цилиндра, должны быть при этом направлены вершинами в
противоположную от толкателей сторону (в сторону масляного картера)
и расположены симметрично, как показано на рис. 84;
проверить осевой зазор валика привода распределителя при помощи
щупа, вставленного между корпусом привода и шестерней (рис. 85).
Зазор должен быть в пределах 0,15-0,40 мм;
надеть на шпильки крепления привода распределителя прокладку;
повернуть валик привода в положение, показанное на рис. 86 и
поставить привод в гнездо блока. При введении привода в гнездо
необходимо слегка поворачивать валик привода, чтобы конец валика
вошел в отверстие вала насоса. В правильно установленном приводе
прорезь во втулке валика должна быть направлена параллельно оси
двигателя и смещена от двигателя, как показано на рис. 86, б;
закрепить привод;
проверить наличие зазора в винтовых шестернях распределительного
вала и привода распределителя.
Если по какой-либо причине с двигателя был снят только привод
распределителя, его можно установить, не снимая масляного картера. В
этом случае, установив поршень первого цилиндра в положение В.М.Т
хода сжатия, при установке привода слегка поворачивать коленчатый
вал в ту или иную сторону.
Рис. 85. Проверка осевого зазора между
корпусом привода распределителя зажигания и шестеренкой
Рис. 84. Положение кулачков
распределительного вала первого цилиндра при установке привода
распределителя зажигания; 1 - впускной кулачок; 2 - выпускной
кулачок
Рис. 86. Положение паза на втулке валика
привода распределителя: о - перед установкой привода в блок
цилиндров; б - после установки привода в блок
При правильно установленном приводе, когда поршень первого
цилиндра находится в верхней мертвой точке хода сжатия, ротор
распределителя зажигания займет положение против первого контакта,
помеченного цифрой 1 на крышке распределителя зажигания;
положить на фланец блока цилиндров прокладку масляного картера;
установить подсобранный картер на шпильки и закрепить его гайками с
шайбами, равномерно затягивая гайки;
установить и привернуть болтами нижнюю часть картера сцепления,
поставив под левый задний болт провод массы;
очистить камеры сгорания и газовые каналы головки цилиндров от
нагара и отложений, протереть и продуть сжатым воздухом. Если
необходимо, прочистить отверстия в водораспределительной трубе, для
чего ее вынуть из головки цилиндров, как показано на рис. 87;
притереть клапаны, используя притирочную пасту, состоящую из одной
части микропорошка М-20 (ГОСТ 3647-71) и двух частей масла
индустриального 20 (веретенного 3) (ГОСТ 1707-51).
Перед началом притирки следует проверить, нет ли короблений тарелок
клапанов и прогорания клапанов и седел. При наличии этих дефектов
восстановить герметичность клапана одной притиркой невозможно и
следует сначала прошлифовать седла, а поврежденные клапаны заменить
новыми. Если зазор между клапаном и втулкой превышает 0,25 мм, то
герметичность также не может быть восстановлена. В этом случае
клапан и втулку следует заменить новыми.
Клапаны (в запасные части) выпускаются стандартного размера, а
направляющие втулки - с внутренним диаметром, уменьшенным на 0,3 мм
(для развертывания их под окончательный размер после посадки в
головку цилиндров). Выпрессовывание изношенной направляющей втулки
производится с помощью оправки (рис. 88). Седла клапанов удаляются
фрезерованием твердо сплавным зенкером.
Рис. 87. Извлечение водораспределительной
трубы из головки цилиндров
Ремонтные седла имеют наружный диаметр на 0,25 мм больше, чем
стандартные, поэтому гнезда для седел растачиваются до размеров: для
седла впускного клапана - 47,25+0'027 мм, для выпускного - 38,75+0'ш
мм. Седла клапанов и направляющие втулки перед сборкой надо охладить
в двуокиси углерода (сухом льду), а головку цилиндров нагреть до
температуры 160-175° С. Седла и втулки при сборке должны вставляться
в гнезда головки цилиндров свободно или с легким усилием. После
установки седла материал головки цилиндров при помощи оправки
диаметром 51 мм (для впускного клапана) и 41 мм (для выпускного
клапана), центрируемой по отверстию в седле (рис. 89),
завольцовывается вокруг седла.
Запрессовка новой втулки впускного клапана производится до упора в
стопорное кольцо, а выпускного до выступания над головкой верхнего
конца втулки на 22 мм. После запрессовки втулок развернуть их
отверстия до диаметра 9+0'022 мм, а фаски седел прошлифовать,
центрируя по отверстию во втулке. При шлифовке следует обеспечить
концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в
пределах 0,03 мм общих показаний индикатора.
Фаски седел шлифуют под углом 45°. Наружный диаметр (рис. 90) фаски
у седла для впускного клапана должен быть равен 46 мм, а у
выпускного - 85 мм. Ширина фаски b должна быть у седла впускного
клапана 1,8-2,3 мм, у выпускного - 2,3-2,5 мм. Ширина фаски
обеспечивается расшлифовкой отверстия седла под углом 30° (см. рис.
90, а). При шлифовке изношенных седел наружный диаметр фаски
получается больше указанных выше размеров. В этом случае наружный
диаметр фаски доводят до необходимого шлифовкой торца седла под
углом 30° (см. рис. 90, 6). Фаска по ширине должна быть одинаковой
по всему периметру.
Рис. 88 Выпрессовка направляющих втулок
клапанов: а - операции выпрессовки: б - оправка для выпрессовки
Рис. 89. Завальцовка седел клапанов
Рис. 90. Фаски седел клапанов: а - фаска
нового седла; б - фаска восстановленного седла
После шлифовки седел и притирки клапанов все газовые каналы в
головке цилиндров тщательно очистить и продуть сжатым воздухом,
чтобы не осталось абразивной пыли Стержни клапанов перед сборкой
смазывают смесью, состоящей из семи частей масляного
коллоидно-графитового препарата (ГОСТ 5262-50) и трех частей
авиационного масла МС-20 (ГОСТ 1013-49);
на выточки втулок впускных клапанов напрессовать маслоотражательные
колпачки при помощи оправки, которая должна направляться по
отверстию во втулке. Перед напрессовкой рекомендуется смазать маслом
наружную поверхность выточки втулки для улучшения условий
напрессовки колпачка. На маслоотражательные колпачки надеть
поджимные пружины,
вставить клапана во втулки согласно сделанным меткам и собрать их с
пружинами. Убедиться, что сухари плотно вошли в кольцевые канавки
клапанов;
надеть на шпильки крепления головки цилиндров прокладку, установить
головку, предварительно сняв зажимы гильз цилиндров, и закрепить их
гайками с плоскими шайбами. Затянуть гайки динамометрическим ключом
(момент затяжки 7,3-7,8 кгс с м, соблюдая порядок, указанный на рис.
46);
прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в
коромыслах, в осях коромысел и регулировочных винтах и каналы в
задней стойке оси коромысел и в головке цилиндров. Проверить
надежность посадки втулок коромысел. В случае слабой посадки во
время работы втулка может сместиться и перекрыть смазочное
отверстие. Такие втулки необходимо заменить;
произвести подсборку оси коромысел. Перед постановкой каждого
коромысла смазать его втулку маслом для двигателя. Коромысла и
стойки собирают на оси в таком положении, чтобы смещение отверстий
под шпильки крепления в оси и стойках было обращено к регулировочным
винтам коромысел. Четвертая (задняя) стойка имеет на нижней
плоскости паз для прохода масла;
вставить толкатели в гнезда согласно меткам на них. Толкатели и
отверстия в блоке цилиндров предварительно смазать маслом для
двигателя;
вставить штанги в сборе с наконечниками в отверстия в головке
цилиндров;
установить подсобранную ось коромысел на шпильки и закрепить гайками
с шайбами. Регулировочные винты своей сферической частью должны
ложиться на сферу верхнего наконечника штанги!
установить зазоры между торцами стержней клапанов и носиками
коромысел средних клапанов 0,35-0,40 мм, а крайних клапанов
(выпускных первого и четвертого цилиндров) - 0,30-0,35 мм;
поставить прокладку и крышку коромысел и закрепить их винтами с
плоскими шайбами;
смазать и надеть на переднюю крышку коробки передач муфту выключения
сцепления в сборе с подшипником; поставить и закрепить коробку
передач; поставить вилку выключения сцепления;
поставить детали и агрегаты двигателя, упомянутые в разделе "Разборка
двигателя", соблюдая обратную последовательность.