Сборку коробки передач необходимо производить в
последовательности, -обратной разборке. При сборке необходимо
учитывать следующее. Каждая пара шестерен подбирается на заводе по
шуму, поэтому замена шестерен может вызвать некоторое увеличение
шума коробки передач.
При подборе блокирующих колец к конусам шестерен первой, второй,
третьей передач и ведущего вала необходимо обратить внимание на то,
чтобы кольца плотно, без качки, сидели на конусах и при нажатии и
повороте от руки хорошо <закусывали> на конусах. Кольца необходимо
притереть к конусам; поверхность контакта кольца с конусом должна
быть не менее 80%.
Осевой зазор между торцом блокирующего кольца и торцом прямозубого
венца на шестернях первой, второй и третьей передач и на ведущем
валу для новых деталей должен быть в пределах 0,8-1,25 мм. Осевые
зазоры шестерен первой, второй и третьей передач должны быть в
пределах 0,15-0,35 мм. Осевой зазор шестерни первой передачи
регулируется подбором и установкой регулировочной шайбы требуемой
толщины (1,6_0,0в или 1.8о,оо мм) между задним торцом шестерни и
торцом стальной упорной шайбы шарикового подшипника ведомого вала.
Упорная шайба между шестерней второй передачи и ступицей муфты
должна устанавливаться только толщиной 1,6_0,ов мм-
Осевой зазор шестерни второй передачи обеспечивается конструктивно и
не требует регулировки. Осевой зазор шестерни третьей передачи
регулируется подбором и установкой стопорного кольца ступицы третьей
и четвертой передач требуемой толщины (1,7_012 или 2:°;?>м).
Ступицы муфт переключения переднего хода напрессовать на ведомый вал
в сборе с муфтами, сухарями и пружинками синхронизаторов. При
постановке ступиц на вал необходимо подобрать возможно более плотную
посадку. Муфта переключения, собранная со ступицей, должна иметь
боковой зазор в шлицах 0,01-0,05 мм. Этот зазор необходимо получить
индивидуальным подбором при сборке, обеспечив при этом легкое осевое
перемещение деталей. Отогнутые концы обеих пружинок синхронизаторов
должны быть расположены в одном сухаре, а витки пружинок должны быть
направлены в разные стороны (рис. 111).
Разноразмерность диаметров роликов подшипников переднего конца
вторичного вала, а также роликов подшипников блока шестерен должна
быть в пределах 0,005 мм.
Шариковые подшипники следует напрессовывать на валы, прикладывая
усилие только к внутреннему кольцу шарикового подшипника.
Все детали коробки передач должны быть смазаны тонким слоем
трансмиссионного масла; для удобства сборки допускается смазка
роликового подшипника переднего конца вторичного вала, упорных шайб
промежуточного и вторичного валов, роликов подшипников блока
шестерен, шариковых подшипников, сухарей и пружин синхронизаторов и
других деталей толстым слоем солидола или консталина. Новые
подшипники следует устанавливать в заводской консервации.
Перед сборкой в обязательном порядке смазать солидолом или
консталином сталебаббитовый подшипник фланца удлинителя и кромку
сальников. При сборке коробки передач следует учитывать размеры
деталей, допуски и посадки, приведенные в прил. 7. Поврежденные
прокладки необходимо заменить новыми. При сборке прокладки и
крепежные болты необходимо смазать тонким слоем пасты <герметик>.
При сборке механизма переключения передач необходимо: смазать детали
механизма переключения передач жидким трансмиссионным маслом. Пазы
головок переключения - коллоиднографитным препаратом (ОСТ
6-08-420-74) или солидолом;
вставить в шток включения третьей и четвертой передач палец 9
блокировочного устройства (см. рис. 105);
вставить шток с пальцем в механизм переключения передач; надеть на
шток головку 10 и вилку 1 включения третьей и четвертой передач и
закрепить их на штоке, завернув стопорные болты. При этом следить,
чтобы при передвижении штока палец не выпал из отверстия;
поставить пружину и шарик фиксатора штока включения третьей и
четвертой передач, завернуть пробку с шайбой;
установить шток включения третьей и четвертой передач в среднее
(нейтральное) фиксированное положение;
используя оправку (рис. 112), установить в рабочее положение
стопорный плунжер 7 и вставить шток включения первой и второй
передач;
надеть на шток головку 11 (см. рис. 105) и вилку 6 включения первой
и второй передач и закрепить их на штоке, завернув стопорные болты;
поставить пружину и шарик фиксатора штока включения первой и второй
передач, завернуть пробку с шайбой;
установить шток включения первой и второй передач в среднее
фиксированное положение;
установить, используя оправку, показанную на рис. 112, в рабочее
положение стопорный плунжер и вставить шток включения передачи
заднего хода;
надеть на шток головку и вилку включения заднего хода и закрепить их
на штоке, завернув стопорные болты;
Рис. 111. Постановка пружин синхронизатора
Рис. 112. Оправка для установки стопорного
плунжера
поставить пружину и шарик фиксатора штока включения заднего хода,
завернуть пробку с шайбой;
установить шток включения заднего хода в среднее фиксированное
положение;
установить на включатель света заднего хода прокладку и ввернуть его
в верхнюю крышку;
запрессовать три заглушки в задний торец механизма переключения и,
при необходимости, закернить их от выпадания;
поставить прокладку и штампованную нижнюю крышку механизма
переключения передач и завернуть винты крепления крышки.
При сборке рычага переключения передач необходимо:
надеть на нижнюю часть рычага переключения передач последовательно
пружину, седло пружины, колпак, защитный уплотнитель, детали
антивибрационного соединения верхней и нижней частей рычага
переключения, а именно запорную втулку 19, нижнюю резиновую подушку
14, распорную втулку 15, верхнюю резиновую подушку 14 и упорный
конус 13\
вставить нижнюю часть рычага переключения в верхнюю и закрепить
запорной втулкой;
надеть на рычаг уплотнитель пола и навернуть на рычаг рукоятку;
При сборке ведущего вала необходимо:
надеть на подшипник наружное упорное кольцо;
надеть маслоотражатель и напрессовать подшипник на вал;
установить стопорное кольцо;
вставить ролики в носок первичного вала;
надеть на конус ведущего вала блокирующее кольцо синхронизатора.
При сборке ведомого вала и удлинителя необходимо: подсобрать
удлинитель с соединительной муфтой и фланцем; установить буфер;
собрать ступицы с сухарями, пружинами синхронизаторов и муфтами
включения передач в соответствии с приведенными указаниями;
запрессовать в ведомый вал штифт упорной шайбы шарикового
подшипника. Проверить, чтобы край штифта располагался ниже
поверхности шейки под шестерню первой передачи; надеть на ведомый
вал шестерню второй передачи; надеть на ведомый вал бронзовую
упорную шайбу шестерни второй передачи толщиной 1,6;
напрессовать на ведомый вал подсобранную ступицу с муфтой включения
первой и второй передач. При напрессовке следить, чтобы сухари
синхронизатора вошли в пазы блокирующего кольца шестерни второй
передачи;
установить в отверстие во впадине шлица ведомого вала штифт с
пружинкой. Надеть стальную упорную шайбу шестерни второй передачи;
утопить штифт, продвинуть и повернуть в канавке стальную упорную
шайбу шестерни второй передачи таким образом, чтобы ее шлицы стали
против шлиц ведомого вала;
Рис. 113, Установка вторичного вала в
удлинитель
освободить штифт;
установить шестерню первой передачи с блокирующим кольцом. При этом
следить, чтобы сухари синхронизатора вошли в пазы блокирующего
кольца шестерни первой передачи;
установить регулировочную шайбу требуемой толщины, обеспечив осевой
зазор шестерни первой передачи в пределах 0,15-0,35 мм. надеть на
ведомый вал упорную шайбу шарикового подшипника; напрессовать на
ведомый вал шариковый подшипник; вставить во ведомый вал шарик,
надеть ведущую шестерню привода спидометра и стопорную шайбу гайки
ведомого вала;
затянуть гайку ведомого вала (момент затяжки 12-14 кгс м), удерживая
вал от проворачивания, и застопорить гайку от отвертывания, загнув
край стопорной шайбы на грань гайки;
надеть на передний конец ведомого вала шестерню третьей передачи с
блокирующим кольцом и упорную бронзовую шайбу;
напрессовать на передний конец ведомого вала подсобранную ступицу с
муфтой включения третьей и четвертой передач. При напрессовке
следить, чтобы сухари синхронизатора вошли в пазы блокирующего
кольца;
установить стопорное кольцо ступицы требуемой толщины, обеспечив
осевой зазор шестерни третьей передачи в пределах 0,15-0,35 мм;
запрессовать во фланец удлинителя сальники заподлицо о торцом
горловины;
установить стопорное кольцо с отогнутыми концами подшипника ведомого
вала в канавку удлинителя;
развести концы стопорного кольца и запрессовать в гнездо на
удлинителе заподлицо с торцами закрепленный на ведомом валу
шариковый подшипник, воздействуя на передний конец ведомого вала
(рис. 113);
освободить концы стопорного кольца и допрессовать подшипник в
удлинитель, пока стопорное кольцо не будет располагаться
одновременно в канавке на удлинителе и на подшипнике. При этом концы
стопорного кольца сойдутся;
установить в удлинитель штуцер и ведомую шестерню привода
спидометра;
установить стопор штуцера привода и закрепить его болтом. При сборке
всех узлов коробки пере дач: надеть на ось, запрессованную в картер
корооки передач, рычаг включения заднего хода с сухарем;
запрессовать штифт в ось промежуточной шестерни заднего хода;
запрессовать ось промежуточной шестерни заднего хода в картер
на глубину 15-20 мм от внутренней стенки картера;
поместить в картер промежуточную шестерню заднего хода таким
образом, чтобы сухарик рычага вошел в канавку на шестерне и надеть
шестерню на свободный конец оси;
Рис. 114. Оправка для установки упорных шайб
блока шестерен
Рис. 115. Установка оси блока шестерен
допрессовать ось до упора штифта в стенку картера. Штифт должен
быть расположен строго вертикально, чтобы попасть в канавку на
удлинителе при его установке;
прилепить к торнам картера на солидоле или консталине упорные шайбы
промежуточного вала, обратив внимание на то, чтобы усы шайб входили
в канавки на торцах бобышек картера, а отверстия совпадали с
отверстиями в картере;
опустить на дно картера коробки передач блок шестерен, следя за тем,
чтобы не сдвинуть упорные шайбы;
запрессовать ведущий вал в сборе с шариковым подшипником и
блокирующим кольцом в переднее отверстие картера. Установить в
ведущий вал .14 роликов;
установить прокладку и вставить удлинитель с ведомым валом в сборе в
отверстие картера коробки передач, при этом следить, чтобы носок
ведомого вала вошел в роликовый подшипник ведущего вала, а сухари
синхронизатора третьей и четвертой передачи вошли в пазы
блокирующего кольца, расположенного на ведущем валу, завернуть гайки
шпилек крепления удлинителя; установить прокладку и переднюю крышку;
завернуть болты крепления передней крышки; положить коробку передач
на верстак сливным отверстием вверх; установить упорные шайбы в
требуемое положение с помощью оправки (рис. 114) через отверстие в
переднем торце картера и через коническое отверстие во фланце
удлинителя;
приклеить на консистентной смазке ролики подшипников к оси блока
шестерен;
вставить ось блока шестерен с подшипниками в картер коробки передач
и в отверстие блока шестерен (рис. 115);
запрессовать ось блока шестерен до упора заподлицо с передним торцом
картера, следя за тем, чтобы канавка на переднем конце оси блока
шестерен была расположена горизонтально; завернуть коническую пробку
в фланец удлинителя; установить прокладку и поставить механизм
переключения передач, следя за тем, чтобы лапки вилок вошли в пазы
муфт включения передач переднего хода, а паз на вилке включения
заднего хода наделся на ось рычага включения промежуточной шестерни
заднего хода; завернуть болты крепления механизма переключения
передач; прикрепить к площадке удлинителя стянутую болтом заднюю
опору двигателя в сборе с поперечиной;
установить и закрепить на двух нижних шпильках крепления удлинителя
кронштейн подвески трубы глушителя,
надеть на хвостовик передней крышки два поролоновых кольца и муфту
выключения сцепления с подшипником в сборе.