Снимать карданный вал о автомобиля следует только в случае
появления неисправностей, требующих проверки зазоров в шарнирах или
при проверке и ремонте коробки передач и заднего моста. Разбирать
шарниры вала следует только в случае чрезмерных зазоров в них
Перед демонтажем карданного вала необходимо сделать метки взаимного
углового положения скользящей вилки и вала коробки передач Метки
удобно делать краской на отражателе скользящей вилки и удлинителе
коробки передач. После отвертывания болтов крепления фланца
карданного вала к фланцу заднего моста вал можно вынуть из коробки
передач и поставить новую метку - на торце ведомого вала коробки
передач. Вынув вал из коробки, следует сразу же защитить хвостовик
скользящей вилки от загрязнения (например, обвязать чистой тканью),
а отверстие в коробке передач закрыть заранее подготовленной чистой
пробкой.
Проверка зазоров в подшипниках шарниров. Слегка сжать в тисках
донышки подшипников вилки вала, приваренной к трубе так, чтобы
крестовина могла легко поворачиваться в них. Установить индикатор,
как показано на рис. 119 и, покачивая наружный фланец в сторону
индикатора и от него, определить радиальный зазор в подшипниках.
Индикатор следует устанавливать на то ушко вилки, в котором
ощущается наибольший люфт Для проверки люфта в подшипниках вилки,
приваренной к валу, зажимают в тисках подшипники фланца и, взявшись
за карданный вал, покачивают вилку. Если подшипник поворачивается в
вилке, то следует добиться устранения этого заменой подшипника или
вилки. Для проверки осевого люфта следует упереть ножку индикатора в
донышко подшипника и покачивать вилку в обе стороны вдоль оси
подшипника.
Разборка карданного шарнира. Перед разборкой следует сделать краской
метки на крестовине и вилках, по которым при сборке можно определить
их прежнее положение. Стопорные кольца снимать отверткой. Если они
проворачиваются, то подложить вторую отвертку так, чтобы в нее
уперся конец проворачивающегося стопорного кольца.
Расположить в тисках карданный шарнир, оправку 3 и кольцо 1 (рис.
120). Масленка крестовины во избежание поломки ее носика должна быть
обращена в сторону оправки. Выпрессовать подшипник 4 из вилки и
снять его о крестовины. Вынуть из вилки фланец 2 о крестовиной.
Таким же образом выпрессовать подшипники из других вилок.
Рис. 119. Измерение радиального зазора в
подшипниках карданного шарнира
Рис. 120. Установка карданного шарнира в
тисках: 1 - кольцо; 2 -фланец шарнира карданного вала; 3 - оправка;
4 и 6 - подшипники; 5 - пресс-масленка
При разборке и сборке карданных шарниров не рекомендуется
пользоваться молотком, так как иглодержатели могут выпрессоваться из
подшипников, а иглы рассыпаться. На подшипниках могут появиться
незаметные трещины.
Осмотр и проверка деталей карданной передачи. Каналы крестовины
должны быть чисты и видны насквозь. Если на шипах крестовины (и на
подшипниках) имеются канавки - отпечатки игл глубиной более 0,1 мм,
то детали следует заменить. Если у сальников разрушена пружина,
затвердела или повреждена рабочая кромка, то их следует заменить.
При повреждении отдельных игл или потере хотя бы одной из них
следует заменить весь подшипник. Не допускаются забоины с
выступанием металла и с заусенцами на рабочих поверхностях деталей,
особенно на замке фланца крепления к заднему мосту и на поверхности
скользящей вилки.
Биение карданного вала не должно превышать 0,4 мм по всей его длине
при вращении на базе оправок.
Сборка карданного шарнира. Перед сборкой все детали должны быть
чистыми. Если применяются игольчатые подшипники, наполненные густой
консервационной смазкой, то их следует промыть и налить в каждый
подшипник масло до середины игл. При промывке следить, чтобы все
иглы попали в свой стакан. Провернуть иглы в масле.
Сборку шарнира следует вести на ручном прессе или в тисках в
следующем порядке;
надеть на крестовину четыре сальника до упора в грязеотражатели.
Пружинка при этом должна оставаться внутри сальника. Следить, чтобы
не завернулась рабочая кромка сальника. В новых сальниках проверить
наличие фаски А по наружному диаметру со стороны, обращенной к торцу
шипа крестовины (см. рис. 122). Если фаска отсутствует, то следует
затупить острую кромку сальника;
ввести крестовину во фланец (в вилку) и, соблюдая положение
масленки, указанное на рис. 121, вставить в отверстие ушков
подшипники, надевая их на шипы крестовины;
сжать подшипники до упора, пока один из подшипников не запрессуется
с торцом ушка (рис. 121, а);
легким ударом молотка вставить стопорное кольцо 2 (рис. 121,6) в
канавку полностью запрессованного подшипника;
приставить втулку 1 к торцу ушка фланца (вилки) со стороны
запрессованного подшипника и
Рис. 121. Сборка карданного шарнира: а, б, в
- последовательность операций
сжать шарнир настолько, чтобы стопорное кольцо дошло до
внутреннего торца ушка (рис. 121, в);
вставить второе стопорное кольцо и развернуть оба кольца концами
внутрь вилок;
ввести фланец о крестовиной в проушину вилки, приваренной к трубе,
так, чтобы масленки стали в одной плоскости и были расположены
согласно рис. 121;
собрать вторую пару подшипников и вставить стопорные кольца. Слегка
прижать донышки всех четырех подшипников к торцам крестовины (на
прессе, в тисках или молотком на плите). Надеть резиновые колпачки
на масленки;
проверить легкость вращения карданных шарниров и отсутствие в них
ощутимых люфтов;
смазать оба шарнира до появления масла из сальников. Динамическая
балансировка карданного вала производится на специальных станках при
частоте вращения не менее 750 об/мин. В легких местах вала
приваривают точечной сваркой пластинки. Допустимый дисбаланс 15 г
см.
При сборке между фланцем заднего моста и фланцем карданного вала
следует поставить бумажную прокладку. Болты крепления применять с
зазором в отверстиях фланца 0,2-0,4 мм по диаметру. Основные посадки
карданного вала приведены в прил. 8.