Осмотр генератора следует начинать со щеток, щеткодержателя и
контактных колец. Убедиться, что щетки целы, не заедают в
щеткодержателе и надежно соприкасаются с контактными кольцами;
проверить натяжение пружин щеток. Щетки, изношенные до 8 мм,
подлежат замене.
Измерить усилие прижатия щеток, для чего необходимо снять
щеткодержатель, удалить одну щетку, установить крышку на
щеткодержатель и удерживать ее рукой. Затем выступающим из
щеткодержателя концом щетки надавить на чашку стрелочных весов.
Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, заметить
показание весов, которое должно быть в пределах 180-260 Гс. То же
повторить со второй щеткой.
Генератор продуть сжатым воздухом. Щеткодержатель, щетки и
незначительно загрязненные контактные кольца протереть чистой
тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Сильно загрязненные контактные кольца с небольшим подгорание и
мелкими шероховатостями следует зачищать (сняв щеткодержатель)
стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, вращая якорь от руки
Применять для этого наждачную шкурку запрещается. Изношенные,
подгоревшие или имеющие повышенное биение контактные кольца, следует
проточить на токарном станке.
Периодически генератор следует снимать с автомобиля. При этом
следует разобрать генератор и очистить от грязи и пыли. Произвести
тщательный осмотр всех деталей генератора. Проверить силу нажатия
щеток на контактные кольца. Особое внимание обратить на отсутствие
заедания щеток в щеткодержателях. Тщательно проверить подшипники
генератора на отсутствие заеданий. Подшипники, имеющие заедания,
заменить. Собранный генератор проверить, как это указано в
"Контрольной проверке генератора".
Ремонт генератора.
При разборке генератора, подлежащего ремонту, необходимо:
снять щеткодержатель со щетками;
снять крышку подшипника и отвернуть гайку крепления заднего конца
вала ротора;
отвернуть стяжные винты генератора и снять заднюю крышку со
статором;
отсоединить фазные концы обмотки статора от блока выпрямителей и
снять статор;
снять с вала ротора шкив, вентилятор, шпонку и упорную втулку; снять
с вала ротора переднюю крышку вместе с подшипником, используя
резьбовые отверстия в крышке и приспособление (рис. 202).
Контроль деталей производить с помощью контрольной лампы. У статора
проверить отсутствие замыкания его катушек на корпус. Для этого
необходимо один наконечник от лампы соединить с корпусом, а другим
поочередно касаться одного из трех выводов обмотки. Лампа гореть не
должна. Если лампа горит, то это указывает на замыкание обмотки
статора на корпус. В этом случае необходимо устранить повреждение
или заменить статор.
Затем следует проверить целостность обмоток статора. Для этого
контрольная лампа поочередно подключается к двум наконечникам
выводов обмотки статора; при исправной обмотке лампа должна гореть.
Если между какими-либо двумя выводами лампа не горит, то это
указывает на обрыв обмотки или на нарушение соединения в средней
точке фаз.
Обмотки статора также следует проверить на отсутствие витковых
замыканий с помощью омметра.
Рис. 202. Снятие передней крышки генератора
На полюсах статора не должно быть следов задевания за них ротора.
При наличии задеваний проверить крышки и подшипники и при
необходимости заменить.
При осмотре крышек обратить внимание на отсутствие их повреждений,
особенно в местах расположения лап крепления. Подшипник в крышку со
стороны контактных колец должен входить свободно, диаметр отверстия
под подшипник должен быть 35+0,03 мм. Если диаметр отверстия под
подшипник выше указанного , то крышка подлежит замене.
Убедиться, что подшипник в крышке со стороны шкива сидит плотно
(прессовая посадка). Диаметр отверстия под подшипник должен быть
47-И-03 мм.
Ротор генератора необходимо проверить на отсутствие коротких
замыканий с помощью омметра, присоединяя его наконечники к
контактным кольцам, а также на отсутствие замыканий обмотки
возбуждения на корпус, для чего один наконечник соединить с корпусом
ротора, а другим поочередно касаться одного из двух контактных
колец. При наличии повреждений ротор подлежит замене.
Если при осмотре контактных колец ротора обнаружено, что они
загрязнены и имеют следы подгорания и неравномерного износа но
ширине, его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой зернистостью
80 или 100. Для зачистки колец необходимо закрепить ротор за фланец
передней крышки в тисках и, плавно поворачивая ротор, произвести
зачистку колец шкуркой, как показано на рис. 203.
Если кольца имеют сильный износ и биение поверхности, их следует
проточить на токарном станке. Шероховатость обработки колец должна
быть 1,25. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец
равен 29,2 мм. После проточки нужно проверить индикатором биение
контактных колец. Биение колец больше 0,08 мм приводит к быстрому
подгоранию колец и износу щеток, особенно при высоких оборотах
двигателя.
Проверить, не заедают ли щетки в щеткодержателе, а также состояние и
величину износа щеток и силу нажатия щеточных пружин. При слабом
нажатии щеток увеличивается искрение, и кольца обгорают. Чрезмерное
нажатие щеток вызывает их повышенный износ. Нажатие должно быть в
пределах 180-260 Гс.
Необходимо следить за тем, чтобы щетки в щеткодержателе
перемещались свободно, без заеданий и лишнего зазора. Даже
незначительное заедание щеток, которое иногда трудно определить,
увеличивает искрение под щетками. Изношенные до высоты 8 мм
замасленные или поврежденные щетки следует заменить новыми типа Ml.
Применять щетки другого типа нельзя.
Выпрямительный блок (рис. 204) необходимо тщательно очистить от
грязи. Произвести проверку диодов с помощью контрольной лампы (рис.
205). Так как в каждой секции блока смонтированы диоды различной
полярности, их проверяют при различной полярности включения
аккумуляторной батареи.
Рис. 206. Схема проверки генератора на
стенде: 1 - тахометр; 2 - электродвигатель; 3 - генератор; 4 и 8 -
вольтметры; 5 - амперметр; и 6 и 10 - выключатели; 7 - реостат на 30
А 9 - реостат на 5 А: 11 - аккумуляторная батарея
При исправном диоде в положении переключателей 1 лампа должна
гореть, а в положении II - не должна. Если в положении I лампа не
горит, то это указывает на обрыв перехода диода. Если в положении
переключателей II лампа горит, то это указывает на короткое
замыкание в диоде.
Выпрямительную секцию с неисправным диодом следует заменить.
Распаивать выводы выпрямительной секции необходимо двумя паяльниками
одновременно при отвернутой гайке клеммы присоединения фазной
обмотки. При монтаже новой секции следует иметь в виду, что
нагревать место пайки можно не выше чем до 150° С в течение 5 с.
Более тщательную проверку диодов следует делать с помощью приборов
для проверки полупроводниковых приборов.
После окончания осмотра и замены дефектных деталей генератор следует
собрать.
Сборка генератора производится в порядке, обратном разборке. После
сборки генератор необходимо проверить. Исправность генератора и
правильность его сборки определяются проверкой частоты вращения
ротора, при которой достигается напряжение 12,5 В при работе
генератора вхолостую и при полной нагрузке. Проверка производится на
испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, позволяющего
плавно изменять частоту вращения ротора генератора до 3000 об/мин,
вольтметров, амперметра, реостата, позволяющего создать нагрузку до
30 А в цепи генератора, батареи 6-СТ-60-ЭМ и реостата в цепи обмотки
возбуждения на 5 А. Можно использовать контрольно-испытательные
стенды 532М или Э-211, выпускаемые объединением "Росавтоспецоборудовяние".
Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде
показана на рис. 206. Для проверки генератора подать напряжение
включателем 10 и реостатом 9 отрегулировать по вольтметру 8
напряжение 12,5 В. Без нагрузки (выключатель 6 выключен), когда
генератор холодный, вольтметр 4 должен показать 12,5 В при числе
оборотов ротора не более 900 об/мин. Затем необходимо включить
включатель 6 и, увеличивая обороты генератора, увеличить нагрузку.
При нагрузке 28 А и напряжении 12,5 В по вольтметру 4 число оборотов
ротора должно быть не более 2100 об/мин. Во время этих испытаний
напряжение на клемме Ш поддерживать реостатом 9 в пределах 12,5 В
(по вольтметру 8).