Система зажигания двигателя батарейная, с напряжением в первичной
цепи 12 В. Она состоит из источников электрической энергии, катушки
зажигания, прерывателя-распределителя, свечей зажигания, выключателя
зажигания и проводов низкого и высокого напряжения. Надежная и
экономичная работа двигателя зависит от бесперебойной работы системы
зажигания. Для устранения радиопомех, вызываемых системой зажигания,
токоведущая жила проводов высокого напряжения имеет сопротивление
2000 Ом/м. Схема системы зажигания показана на рис. 218.
Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения
в ток высокого напряжения.
Внутри хомута крепления катушки расположено добавочное
сопротивление, соединенное последовательно с первичной обмоткой.
Сопротивление автоматически замыкается накоротко при включении
стартера. Это облегчает пуск двигателя, так как напряжение с
аккумуляторной батареи подается на катушку помимо добавочного
сопротивления, и напряжение вторичной цепи не снижается, несмотря на
снижение напряжения на клеммах батареи при включении стартера. При
работе двигателя добавочное сопротивление изменяет силу тока в
первичной цепи катушки в зависимости от оборотов коленчатого вала
двигателя. Это улучшает характеристику системы зажигания.
Прерыватель - распределитель (рис. 219) служит для прерывания тока
цепи низкого напряжения катушки зажигания, распределения импульсов
тока высокого напряжения по свечам зажигания и для автоматического
регулирования момента зажигания в зависимости от оборотов и нагрузки
двигателя. Автоматическая регулировка момента зажигания в
зависимости от оборотов и нагрузки осуществляется центробежным и
вакуумным регуляторами.
В корпусе 12 на двух втулках установлен вал. На верхней части вала
смонтирован центробежный регулятор с кулачком 20, на который
установлен ротор 13. В корпусе расположена панель прерывателя,
состоящая из двух частей: неподвижной пластины 4, которая крепится к
корпусу, и подвижной пластины 6, на которой размещены контакты
прерывателя цепи низкого напряжения. Параллельно контактам
присоединен конденсатор 24.
Подвижная пластина соединена тягой 7 с диафрагмой 8 вакуумного
регулятора, установленного на корпусе прерывателя-распределителя.
Сверху корпус закрыт крышкой 14, в которой имеются клеммы для
проводов высокого напряжения от свечей и катушки зажигания
Вал распределителя приводится во вращение от шестерни
распределительного вала.
Несоответствие углов опережения зажигания частоте вращения вала
обычно бывает связано с заеданием грузиков центробежного регулятора
или с ослаблением их пружин и вызывает детонацию, снижение мощности
двигателя, а также увеличение расхода топлива.
Отказ в работе вакуумного регулятора или нарушение нормальной его
работы вызывают увеличение расхода топлива, особенно при езде с
неполной нагрузкой.
Октан -корректор служит для ручной регулировки опережения зажигания
(помимо автоматических регулировок: центробежной и вакуумной) в
зависимости от октанового числа применяемого топлива.
Ручная регулировка позволяет изменять опережение зажигания в
пределах +10° (по углу поворота коленчатого вала). Поворот корпуса
прерывателя-распределителя на одно деление шкалы октан-корректора
соответствует изменению угла опережения на 2° (по углу поворота
коленчатого вала).
Свечи зажигания. На автомобиле применяются свечи зажигания А17В
(А7,5 - БС) для двигателя со степенью сжатия 8,2 и свечи A11
(А11-БС) для двигателя со степенью сжатия 6,7.
Выключатель зажигания и стартера состоит из противоугонного
механического замка и электрического выключателя. Ключ замка имеет
четыре положения: О - зажигание выключено; I
- зажигание включено; II - включено зажигание и стартер; III -
зажигание выключено и при вынимании ключа запирается вал руля. Ключ
вынимается также в положении О, но при этом вал руля не запирается.
Во избежание случайного запирания рулевого вала не следует трогать
ключ при движении автомобиля. Если при отпирании рулевого вала ключ
поворачивается туго или совсем не поворачивается, то необходимо
слегка повернуть рулевое колесо в ту или другую сторону. 1 При
необходимости включения только зажигания и приборов (не включая
стартера) следует поворачивать ключ до фиксированного положения, а
не до включения контрольных ламп на щитке приборов. В противном
случае может оплавиться пластмассовый кулачок включателя зажигания.
Провода высокого напряжения изготовлены из провода марки ПВВП. Этот
провод имеет пластмассовый сердечник с ферритовым наполнителем. На
сердечник намотана спираль проводом с высоким омическим
сопротивлением (200+200 Ом на 1 м длины). Сверху спираль покрыта
пластмассовой изоляцией. Провод ПВВП снижает уровень радиопомех,
создаваемых системой зажигания.