поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Коррозионная агрессивность
топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей
Методы оценки противокоррозионных свойств
моторных масел.
Противокоррозионные свойства моторных масел, их
химическая стабильность (устойчивость против окисления), а также другие
качества, которые могут оказать влияние на коррозию, проверяются
различными методами, определяемыми назначением масла.
Первый этап испытаний моторных масел предусматривает лабораторные
исследования, которые включают определение:
коррозионной агрессивности моторных масел на медных пластинах (реже на
стальных) при температуре 100°С (чаще всего), а также специальным
испытанием, позволяющим обнаружить в свежих маслах наличие активных
соединений серы;
кислотного числа, информирующего о содержании органических кислот.
Кислотное число позволяет определять косвенным путем коррозионные
свойства масел, не имеющих присадок;
наличия в маслах низкомолекулярных кислот, растворимых в воде;
содержания воды (методом дистилляции);
термоокислительной стабильности (устойчивости масла к окислению при
высокой температуре). Эти исследования проводятся либо в условиях
интенсивного аэрирования масла в присутствии металлов (медь, сталь),
либо нагревом тонкого слоя масла, нанесенного на поверхность металла при
высокой температуре (250° С). При первом способе устойчивость масла к
окислению определяется ростом кислотного числа и количеством выделенных
осадков, а при втором - временем, необходимым для полного
смолообразования (метод Папока). Устойчивость к окислению является также
косвенной проверкой коррозионной агрессивности моторных масел;
склонности масла к вызыванию коррозии путем окисления его на специальных
металлических пластинах. Применяемый в Польше для этой цели метод
испытания предусматривает определение изменения массы свинцовых пластин,
подверженных действию горячего масла в течение 50 ч;
щелочного числа, характеризующего способность масла к нейтрализации.
Последующие этапы испытаний моторных масел предусматривают сравнительные
исследования потребительских свойств масел, проводимые в режиме нагрузки
на одноцилиндровых специальных установках или на многоцилиндровых
двигателях.
Среди стандартизированных в Польше методов исследования масел на
устойчивость к окислению и коррозионную агрессивность можно назвать
испытания на карбюраторном двигателе Питтер. Коррозионная агрессивность
масла оценивается на основании потерь мощности двигателя и внешних
коррозионных изменений втулок шатуна.
Замена масла в двигателях.
Изменения, которым подвергается масло во время работы
двигателя, ухудшают его эксплуатационные качества и приводят к
необходимости периодической замены масла. Определение предельного
времени работы масла имеет важное значение для снижения износа деталей и
поддержания системы смазки двигателя в работоспособном состоянии. Эта
проблема, несмотря на определенные успехи в области исследования свойств
масел, не решена полностью ни в одной стране. Нет единых критериев для
определения пригодности проработавших какое-то время масел без
проведения лабораторных исследований, которые в автотранспортных
хозяйствах провести трудно. Поэтому замена масла выполняется строго
после определенного пробега, назначаемого заводом-изготовителем в
зависимости от конструкции двигателя и условий эксплуатации.
В течение регламентируемого срока службы масла его работоспособность
поддерживается системой фильтров. Потемнение масла в этот период не
является браковочным признаком: оно вызывается действием моющих
присадок. Иногда возникает необходимость преждевременной замены масла.
Чаще всего это связано с разведением масла топливом из-за неисправности
двигателя (масло становится маловязким) или с попаданием в масло воды, в
результате чего оно приобретает вид белой эмульсии.
Не следует при эксплуатации двигателя смешивать разные марки масел, гак
как в этом случае могут проявиться неблагоприятные качественные
изменения, вызванные взаимным отрицательным воздействием друг на друга
присадок в масле.