поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Защита агрегатов и узлов автомобиля в период эксплуатации
Двигатель, общие сведенья, материалы.
Материалы. В автомобильной промышленности основным
материалом, применяемым для изготовления двигателей, являются черные
металлы (стали различных марок и чугуны), сплавы цветных металлов на
основе алюминия, меди цинка, магния и других металлов, неметаллические
материалы (пластмассы, резина, асбест и др.).
Стали. Ввиду наличия самых разнообразных требований в части химического
состава и механических свойств число используемых марок сталей весьма
велико. Классификация ста лен выходит за рамки книги, поэтому приводятся
только не которые их свойства. Кроме углеродистых сталей в качестве
материала для изготовления деталей двигателя, применяются также
легированные стали. Легирующие присадки (хром, никель, молибден,
вольфрам, кобальт, титан и др.) повышают коррозионную стойкость деталей
из них, а также износостойкость. Благодаря таким присадкам, как хром,
алюминий, кремний, сталь подвергается пассивации и приобретает
коррозионную стойкость к отработавшим газам при повышенной температуре,
примесям воды в маслах, органическим и неорганическим кислотам. К
коррозионностойким относятся жаростойкие стали, не меняющие своих
свойств при повышенной температуре, например, в камере сгорания
двигателя.
Чугуны. Количество углерода, содержащегося в чугуне, не является
однозначным критерием оценки его коррозионно- и износостойкости, так как
химически связанный углерод (цементит Fe3C) придает чугуну одни
свойства, а находящийся в свободном состоянии графит - другие. Поэтому
при оценке коррозионной стойкости следует учитывать прежде всего форму,
в которой находится углерод в чугуне, а не количество углерода. Для
производства деталей автомобилей применяются серый, модифицированный,
высокопрочный, ковкий и белый чугуны. Закаленный белый чугун содержит
цементит и обладают большой твердостью и износостойкостью. По сравнению
с белыми, серые чугуны обладают меньшей износостойкостью, "о отличаются
большей прочностью (менее хрупкие). Присадки хрома, никеля, молибдена и
другие увеличивают его коррозионную стойкость.
Сплавы цветных металлов. В двигателях медь применяется чаше всего в виде
сплава с другими металлами, например с цинком (латуни), оловом (бронзы).
Латуни менее стойки к действию коррозионных факторов, чем бронзы,
которые хорошо работают в присутствии кислот, имеющихся в маслах. Под
влиянием атмосферных факторов бронзы и латуни покрываются сульфатами и
карбонатами меди, которые не разрушают металл и не вызывают образования
коррозионных язв.
Алюминий и его сплавы стойки к действию атмосферных факторов. Для
улучшения механических свойств к алюминию добавляются в определенном
количестве медь, цинк, кремний, марганец, кобальт, хром, реже - железо,
олово, сурьма и висмут. Твердые сплавы алюминия обычно
многокомпонентные. Кроме магния и меди, в этих сплавах присутствуют
кремний и марганец, а также никель и железо. Содержание отдельных
компонентов сплава зависит от его назначения. Алюминиевые сплавы
обладают хорошей коррозионной стойкостью при повышенных температурах
благодаря наличию на их поверхности окисной пленки.
Сплавы цинка имеют ограниченную стойкость к коррозии. В присутствии
влаги, растворов солей и отработавших газов сплавы цинка легко
подвергаются межкристаллитной коррозии, что увеличивает их хрупкость
вследствие образования язв. Сплавы цинка с алюминием не должны содержать
примесей железа, так как оно ускоряет коррозию.
Пластмассы. Детали из пластмасс широко применяются в автомобилестроении,
так как имеют целый ряд необходимых качеств, в том числе коррозионную
стойкость. Из пластмасс изготавливают поплавки карбюратора и бензобака,
крыльчатку водяного насоса, детали бензинового насоса и спидометра,
гибкие валы и др.
Неметаллические материалы не подвержены классическим видам износа,
характерным для металлических деталей. В процессе эксплуатации они
подвергаются изменениям, которые снижают их пригодность и
характеризуются общим понятием старения.