поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Четыре дня с Галилеем (В. Полищук)
Есть люди, что, не имея сил защищать истину, обманами
с нею воюют и тут не знают покоя, из этого создавая себе искусство. Не
сумев отрицать вовсе, скажет он, что лишь для упомянутых мною краев
справедливо сказанное. Для иных, дескать, нет. И не существует, мол,
изменения целого, ибо сколько в одном убавится, столько прибавится в
другом. Я же скажу: с радостью буду повержен, на востоке, на севере или
на западе повстречавшись с обратным.
Петрарка.
Письмо Гвидо Сетти
Судьба научных сочинений, слывущих бессмертными, противоречива.
Превращая великие книги в символы веры, ученые люди постоянно их
поминают всуе, клянутся ими, побивают друг друга в спорах каноническим
набором цитат, перешедших в хрестоматии, но сами-то эти книги
перечитывают крайне редко.
Г. ГАЛИЛЕЙ
Почетное место в списке "бессмертных" занимают труды Галилео Галилея.
Галилей родился на свет в том же году, что и Шекспир - в 1564-м. Каждый
из этих двух людей своими сочинениями перевернул мир, лишив
цивилизованного человека возможности мыслить "догалилеевыми" или "дошекспировыми"
категориями. Но сколь же различна участь того, что они написали! Много
ли найдется среди грамотных жителей нашей планеты таких, кто ни разу не
читал Шекспира, не видел его пьес, на худой конец - их экранизаций? И, с
другой стороны, многие ли среди людей не просто грамотных, а ученых,
нынешних коллег Галилея, тех, чья профессия - физика, астрономия или
математика, многие ли читали "Звездный вестник" или "Диалог о двух
главнейших системах мира"?
Вопрос задан не для того, чтобы уязвить гордость наших сверхзанятых
современников: причины, по которым бессмертные книги пылятся на полках,
достаточно основательны.
Каждая эпоха говорит на своем языке. Чтобы окунуться в среду
таинственной, инородной цивилизации, не обязательно лететь на другую
планету. Достаточно взять в руки книгу, написанную здесь, на Земле,
три-четыре века назад. Неподготовленному читателю она покажется
невнятной, порой нелепой - как растение, вырванное из родной почвы,
засушенное в гербарии. Если же он попытается осилить ее с налета, то
вскоре почувствует себя инвалидом, неспособным самостоятельно
передвигаться по зыбкой почве чужой цивилизации.
При всей нашей гордости, заставляющей смотреть на давние эпохи свысока,
даже те из нас, кто прошел все круги высшего образования, как правило,
люди узкого ремесла. Свободно ориентируясь в закутке, составляющем
бесконечно малую долю необъятного мира знания, мы с трудом налаживаем
контакт с теми, кто говорит не по-нашему. В частности, и с мыслителями
прошлого. Не потому ли многие наши современники, даже не пытаясь
затевать эксперименты такого рода, доверчиво строят свои суждения о
великих сочинениях на основе того, что пишут для них в хрестоматиях и
облегченных комментариях?
В 1982 году исполнилось 350 лет с тех пор, как во Флоренции в типографии
почтенного издателя Батисты Ландини увидела свет книга Галилея "Диалог о
двух важнейших системах мира, птолемеевой и коперниковой".
Юбиляров-людей чествуют речами, титулами, наградами. Но нуждается ли в
чем-нибудь подобном книга? Давайте же почтим "Диалог" другим,
наидостойнейшим образом - прочтем его своими глазами.
В этом и состоит единственная цель данного сочинения - убедить
читателей, что с великими книгами подобает обходиться именно так.