поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Производим обмен текстовыми ссылками
Статистика
Освещение и световая сигнализация автомобиля ВАЗ 2101
Фары. В гнездах на передке кузова установлены фары ФГ140 и закреплены
каждая четырьмя винтами, причем три винта завернуты в стальные пружинные
скобы, а четвертый, соединяющий с массой черный провод фары, завернут
непосредственно в передоккузова. Под фары
установлены амортизирующие пластмассовые прокладки.
Рис. 310. Вид фары автомобиля ВАЗ-2101 без
ободка
Снаружи фары закрыты стальными хромированными
облицовочными ободками. В нижней части ободок имеет паз 6 (рис. 310),
которым он надевается на скобу 5, а верхняя часть ободка крепится винтом
1.
Фара имеет стальной окрашенный корпус, в котором с помощью пружины и
двух винтов 3 и 2 закреплен внутренний ободок.
Эти винты одновременно служат и для регулировки направления светового
пучка фары. Во внутреннем ободке имеются три гнезда, в которые входят
установочные скобы оптического элемента. Гнезда в ободке и
соответствующие им скобы оптического элемента расположены несимметрично
относительно оси фары, поэтому оптический элемент можно вставить в
ободок только в одном определенном положении.
Оптический элемент прижимается к внутреннему ободку наружным стальным
хромированным ободком, который крепится к внутреннему ободку тремя
винтами 4.
Оптический элемент неразборный. Состоит из рефлектора и приклеенного к
нему рассеивателя. С тыльной стороны в оптическийэлемент вставляется лампа типа А12-45+40, имеющая две нити: (40
Вт) для ближнего света и (45 Вт) для дальнего. Нить ближнего света
закрыта снизу металлическим экраном, чтобы ограничить распространение
света вверх, Замена лампы. Для замены лампы необходимо вывернуть винт 1
крепления облицовочного ободка и снять его, выводя из зацепления со
скобой 5; ослабить винты 4, повернуть против часовой стрелки наружный
ободок и снять его вместе с оптическим элементом, затем отжать пружины
крепления лампы, вынуть лампу, вставить новую и повторить операции в
обратном порядке.
Регулировка света. Фары проще регулировать по ближнему свету, так как
пятно ближнего света на вертикальной поверхности имеет довольно четкую
верхнюю границу из горизонтальной и наклонной линий. Точка пересечения
этих линий точно соответствует центру светового пучка фары, и, перемещая
эту точку разворотом оптического элемента, можно легко добиться
правильного направления пучка света.
Регулируются фары вращением винтов 3 и 2, которые поворачивают
оптический элемент соответственно в вертикальной и горизонтальной
плоскостях. Удобнее всего регулировать фары с помощью передвижных
оптических приборов. Если их нет, то регулировку можно проводить с
помощью экрана. Для этого автомобиль устанавливают на ровной
горизонтальной площадке в 5 м от гладкой стены или какого-либо экрана
(щит фанеры размером около 2><1 м и т. п.) так, чтобы ось автомобиля
была ему перпендикулярна.
Перед разметкой экрана следует удостовериться, что давление воздуха в
шинах нормальное, а затем качнуть автомобиль сбоку, чтобы установились
пружины подвесок. Экран размечают следующим образом. По обе стороны от
средней линии О (рис. 311), соответствующей проекции центра автомобиля
на экран, проводятся вертикальные линии А и В, соответствующие центрам
фар. Затем замеряют расстояние h центра фар от земли и на этой высоте от
земли проводят горизонтальную линию 1. Ниже ее на 80 мм проводят вторую
горизонтальную линию 2. Наконец, из точек пересечения горизонтальной
линии 2 с вертикальными А и В под углом 15° проводятся наклонные линии.
Порядок регулировки фар следующий. Включают ближний свет фар. Правую
фару прикрывают куском картона или темной материи, а для левой проверяют
положение светового пятна на экране. Верхняя горизонтальная граница
пятна должна совпадать с линией 2. Точка пересечения горизонтальной
границы пятна с наклонной должна находиться в точке пересечения линий А
и 2. Если этого нет, то вращением винтов 3 и 2 (см. рис. 310) добиться
правильного положения светового пятна. После того как левая фара
отрегулирована, ее прикрывают и таким же способом регулируют правую
фару. Точки пересечения наклонных и горизонтальных границ пятен не
должны быть смещены в наружную сторону более чем на 125 мм.
Рис. 311. Схема регулировки света фар (в скобках
даны размеры разметки экрана для наружных фар автомобиля BA3-2103)
Рис. 312. Подфарник ПФ140 автомобиля ВАЗ-2101
Подфарники. В нижней части передней панели передка
автомобиля установлены подфарники ПФ140 (рис. 312) и прикреплены к ней
двумя шпильками с гайками. Шпильки залиты в корпусе подфарника.
Резиновый чехол, установленный между подфарником и передней панелью
передка, защищает подфарник от пыли и грязи. Рассеиватель 1 подфарника
изготовлен из прозрачной и бесцветной пластмассы. Подфарники разделяются
на правые и левые (к обозначению типа подфарника добавляется индекс <П>
или <Л>). Они различаются формой корпуса: правый является зеркальным
отражением левого.
В подфарниках устанавливается двухнитевая лампа 2 (А12- 21+5) со
штифтовым цоколем. Нить 21 Вт служит для указания поворота, а нить 5 Вт
- для габаритного света. Для замены перегоревшей лампы необходимо
отвернуть винты 3 крепления рассеивателя к корпусу и вынуть лампу из
патрона.
Боковые указатели поворота типа УП140 установлены на передних крыльях
автомобиля и прикреплены к ним двумя винтами с гайками. Они имеют
оранжевый пластмассовый рассеиватель, прикрепленный к основанию
указателя металлическим хромированным ободком. В указателях применяется
лампа типа А12-4 со штифтовым цоколем. Для замены лампы необходимо с
внутренней стороны крыла автомобиля вынуть из основания указателя патрон
с лампой и резиновым колпачком.
В случае повреждения рассеивателя необходимо заменить указатель,
отвернув с внутренней стороны крыла две крепежные гайки.
Задние фонари установлены на наружной панели задка автомобиля и
прикреплены к ней двумя шпильками с гайками. Под фонари установлены
пластмассовые прокладки.
Фонарь ФП 140 (рис. 313) -двухкамерный, имеет два пластмассовых
рассеивателя - красный 3 и оранжевый 7. Оранжевый закрывает камеру
указателя поворота, в которой установлена лампа 1 (А12-21+3), а красный
- камеру габаритного света и сигнала торможения с двухнитевой лампой 2
(А12-21+5) со штифтовым цоколем. Нить 21 Вт используется для сигнала
торможения, а нить 5 Вт - для габаритного света.
По краям корпуса имеются пазы, в которые входят выступы рассеивателей.
Красный рассеиватель имеет два выступа и соответствующий им паз снабжен
перегородкой, а оранжевый рассеиватель имеет один выступ, но меньшей
длины, чем два выступа красного рассеивателя. Поэтому красный
рассеиватель нельзя поставить на место оранжевого и наоборот. В средней
части рассеиватели прижимаются к корпусу металлической хромированной
перегородкой 5, которая крепится к корпусу винтом 6.
Задние фонари так же, как и подфарники, разделяются
на правые (ФП 140 П) и левые (ФП НОЛ). Они различаются поверхностью
корпуса, сопрягающейся с панелью задка автомобиля, и расположением
камер. Камера указателя поворота находится с внешней стороны автомобиля.
Для снятия фонаря достаточно отвернуть гайки крепления с внутренней
стороны багажника. Для замены лампы необходимо отвернуть винт 6 и снять
рассеи-ватели.
Катафоты типа ФП 312 являются приборами светосигнального типа,
отражающими падающий на них свет. Катафоты 4 (см. рис. 313) установлены
под задними фонарями и прикреплены к панели задка болтом с гайкой. Для
замены поврежденного катафота необходимо отвернуть гайку крепления с
внутренней стороны багажника.
Фонарь освещения номерного знака типа ФП 141 установлен на буфере и
прикреплен к нему шпилькой 5 с гайкой. Под фонарь установлена
пластмассовая прокладка. Корпус фонаря изготовлен из пластмассы и имеет
две горловины, в которые вставляются патроны с лампами А12-5 со
штифтовым цоколем. Для замены лампы (рис. 314) необходимо с нижней
стороны буфера вынуть из горловины корпуса фонаря патрон с резиновым
колпачком / и лампой.
Плафоны для освещения салона типа ПК140 установлены в гнездах в верхней
части стоек дверей и удерживаются в них пружинами 4 (рис. 315). В
плафонах устанавливается софитная трубчатая лампа АС12-5. Для замены
лампы необходимо вынуть плафон из гнезда, преодолев усилие пружин
крепления.
Электрическая цепь плафона находится всегда под
напряжением. Плафоны включаются при открывании дверей включателями,
расположенными в стойках дверей, а если двери закрыты, то плафон можно
включить включателем 3, расположенным в нем.
Подкапотная лампа типа ПД 140 прикреплена болтом к стенке коробки
воздухозаборника, расположенного перед ветровым окном. Корпус имеет
гнездо для установки лампы А12-5 со штифовым цоколем и составляет одно
целое с кнопочным включателем для включения лампы при открывании капота.
Для замены лампы необходимо слегка нажать на кнопку включателя.
Лампа багажника. Основание лампы багажника типа ЛБ218 прикреплено к
полке задка автомобиля винтом, который завертывается в основание из
салона. Внутри бесцветного прозрачного рассеивателя находится лампа
А12-4. Для замены лампы необходимо сдвинуть рассеиватель вправо и снять
его вместе с патроном и лампой. Лампа зажигается при включении наружного
освещения.
Лампа освещения вещевого ящика типа ЛВ 211 установлена в левой верхней
части вещевого ящика и прикреплена винтом к панели приборов. В корпус
лампы вставлен патрон с миниатюрной лампочкой АМН 12-3. Для замены лампы
необходимо вынуть из корпуса патрон с лампочкой. Лампа включается
встроенным кнопочным включателем при открывании дверцы ящика.
Переносная лампа типа ПД525 помещается в инструментальной сумке в
багажнике. Она имеет пластмассовый корпус, в котором запрессован патрон
с лампой А12-21-3. Лампа имеет провод со штепселем, который можно
подключить к розетке. Розетка ПС500 переносной лампы закреплена на
кронштейне педалей сцепления и тормоза. При хранении лампы провод
укладывается в корпус лампы, который закрывается пластмассовой крышкой.
Переключатель указателей поворота и света фар. Для включения указателей
поворота и света фар служит переключатель П135. Он установлен на трубе
верхней опоры вала рулевого управления.
Переключатель включает в себя переключатель ближнего и дальнего света
фар и сигнализации (мигания) фарами и переключатель указателей поворота
с автоматическим выключением при вьи ходе автомобиля на прямую.
При неисправности в работе приборов следует заменить весь узел, для чего
снять крышку включателя звукового сигнала, рулевое колесо и две половины
облицовочного кожуха вала рулевого управления, а затем ослабить хомут
крепления трубы верхней опоры вала рулевого управления и снять ее вместе
с переключателем, предварительно отсоединив провода.
Блок переключателей типа П134 установлен на панели приборов и состоит из
включателей наружного освещения и освещения приборов, а также
переключателя стеклоочистителя, объединенных в одном корпусе. Блок
переключателей закреплен в гнезде облицовки панели приборов пружинящими
скобами корпуса. Чтобы вынуть блок, следует потянуть его к себе и
преодолеть усилие пружинных скоб. При неисправности переключателя его
необходимо заменить.
Включатель плафонов типа ВК407 крепится на стойках дверей. Включатель
имеет стальной корпус и кнопку с металлическим наконечником, к которому
присоединяется провод. При нажатии на кнопку наконечник отходит от
корпуса и цепь размыкается.
Включатель сигнала торможения типа BKJ42 установлен на кронштейне
педалей сцепления и тормоза так, что кнопка упирается в специальную
площадку педали тормоза.
Максимальный ход кнопки выключателя - 15 мм. Ход кнопки до размыкания
контактов - 5 мм. Усилие на кнопку в конце хода - 1,800+0,150 кгс.
Реле-прерыватель указателей поворота предназначен для получения
прерывистого светового сигнала. Он закреплен под панелью приборов.
На гетинаксовом основании реле-прерыватели (рис. 316) закреплены штекеры
и опорная пластина, к которой приварен сердечник 4 электромагнита. К
сердечнику на стальных пластинах прикреплены два якоря 3 и 5 с
подвижными контактами. Неподвижные контакты изолированы от сердечника и
установлены на кронштейнах, прикрепленных к сердечнику.
Конец якоря 3 ламп указателей поворота оттягивается от сердечника туго
натянутой (в холодном состоянии) струной 2 из нихромовой проволоки.
Нижний конец ее проходит сквозь стеклянную втулку, а дальше
сворачивается спиралью и представляет собой дополнительный резистор 1 с
сопротивлением 10 Ом.
В начальный момент включения указателей поворота ток поступает на штекер
< + > реле-прерывателя, проходит через резистор 1
и затем через обмотку к штекеру L. Поскольку ток
проходит через резистор, то величина его сравнительно невелика и
недостаточна, чтобы вызвать притяжение якорей к сердечнику и замкнуть
контакты. Поэтому лампы указателей поворота горят неполным накалом, а
контрольная лампа указателей поворота не горит. Ток, проходящий через
резистор,' разогревает его. Струна 2 удлиняется, ее натяжение ослабевает
и якорь 3 притягивается к сердечнику, замыкая контакты. При этом ток
протекает через обмотку реле-прерывателя, минуя резистор 1. Величина его
резко увеличивается, и лампы указателей поворота загораются полным
накалом. Из-за увеличения тока возрастает магнитное притяжение якоря 5
контрольной лампы к сердечнику. Он притягивается и замыкает контакты.
Загорается контрольная лампа указателей поворота, ток к которой идет от
штекера < + >, через сердечник и якорь 5 к штекеру <Р>. Поскольку ток
перестал проходить через резистор /, то он остывает, натяжение струны 2
увеличивается и она отрывает якорь 3 от сердечника, размыкая контакты.
Ток опять проходит через резистор 1, величина его резко уменьшается,
якорь 5 оттягивается от сердечника пружиной, контакты размыкаются и
контрольная лампа гаснет, а лампы указателей поворота опять горят слабым
накалом.
Описанный цикл повторяется с частотой 60-120 раз в минуту. Если
перегорит лампа переднего или заднего указателя поворота, то через
реле-прерыватель будет протекать пониженный ток, частота циклов
уменьшится, а контрольная лампа включаться не будет.
Неисправный реле-прерыватель ремонту не подлежит. Для его замены
необходимо предварительно снять комбинацию приборов.