поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Производим обмен текстовыми ссылками
Статистика
Стеклоочиститель, устройство
На автомобиле могут быть установлены стеклоочистители
СЛ-191А или СЛ-191Б, имеющие различное крепление рычагов щеток. У
СЛ-191А они крепятся пружинной пластиной, а у СЛ-191Б - гайкой. В
стеклоочистителях СЛ-191А используется электродвигатель МЭ-241, а в
СЛ-191Б МЭ241 или МЭ-241А. В 1970-1972 гг. применялись также
стеклоочистители СЛ-191. Они имели электродвигатель МЭ-241А и крепление
рычагов щеток с помощью пружинной пластины.
На автомобилях BA3-2103 применяются стеклоочистители СЛ-193. От
стеклоочистителей автомобиля ВАЗ-2101 они отличаются установочными
размерами, рычагами щеток и самими щетками, которые имеют меньшее
аэродинамическое сопротивление. Кроме того, стеклоочиститель СЛ-193
несколько отличается конфигурацией очищаемой зоны стекла. Эти
стеклоочистители оснащены электродвигателями МЭ-241.
В схеме включения стеклоочистителя на автомобиле BA3-2103 добавлен
включатель в насосе омывателя ветрового стекла (см. рис. 336, б).
Стеклоочиститель состоит из электродвигателя, рычажного механизма, щеток
с рычагами и устанавливается под капотом в коробке воздухозаборника
(рис. 331). Усилие прижатия щеток к стеклу составляет 400-500 гс, а
частота качания рычагов щеток находится в пределах 50-70 двойных ходов в
минуту. Оси рычагов щеток вращаются в металлокерамических втулках,
пропитанных маслом, и при эксплуатации смазки не требуют.
Электродвигатель МЭ-241
(рис. 332) - постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. В
один узел с электродвигателем объединен червячный редуктор.
Электродвигатель имеет стальной штампованный корпус
16, внутри которого пружинными держателями закреплены два постоянных
магнита 11, образующие вместе с корпусом статор. В пазах сердечника
якоря, набранного из стальных пластин, уложена волновая обмотка, выводы
секций которой припаяны к медным пластинам коллектора.
Вал якоря 12 вращается в двух металлокерамических втулках 15. Вокруг
втулок помещены войлочные кольца 13, пропитанные маслом. Поэтому в
процессе эксплуатации подшипники вала якоря смазки не требуют. Осевое
усилие, действующее на вал якоря от червячной передачи, воспринимается
текстолитовой шайбой 14, в которую упирается задний конец вала. Передний
конец вала поджимается подпятником 6 с пружиной.
Корпус электродвигателя закрывается крышкой 4, являющейся одновременно
картером редуктора. С внутренней стороны к крышке приклепан
пластмассовый щеткодержатель 9 с двумя графитовыми щетками, а в картере
редуктора находится пластмассовая червячная шестерня 3 с кулачком 8.
Шестерня напрессована на ось 5. Другой конец оси имеет конусную
накатанную поверхность, на которую надевается и крепится гайкой
кривошип. Ось вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в
крышку.
Между шестерней и картером установлены стальная и текстолитовая шайбы.
Снаружи ось уплотняется резиновым кольцом, потом расположены
текстолитовая шайба и стальная упругая волнистая шайба. Затем
устанавливается водоотражательное кольцо и пружинное стопорное кольцо.
Передаточное отношение редуктора составляет 51 :1.
Рис. 334. Электрическая схема электродвигателя
МЭ-241А: 1 - якорь; 2 - шунтовая катушка обмотки статора; 3 - тормозная
катушка обмотки статора; 4 - сериесная катушка обмотки статора; 5 -
включатель электродвигателя Обозначение цвета проводов: Г - голубой; ГБ
- голубой с белыми полосами; ГЧ - голубой с черными полосами; 3 -
зеленый; К - красный
Картер редуктора закрывается пластмассовой панелью 2
и крышкой 1. В панели находятся контактные стойки, к которым
припаиваются провода и крепится пружинная пластина 7 с контактами
выключателя, обеспечивающего остановку электродвигателя в тот момент,
когда щетки находятся в нижнем положении. Контакты пружинной пластины
прижимаются к нижней стойке (на рисунке), соединенной с источником
питания. Когда выступ кулачка шестерни находится против пластины, он
отжимает ее от нижней стойки и прижимает к верхней стойке, соединенной с
массой.
Электродвигатель МЭ-241А (рис. 333) имеет электромагнитное смешанное
возбуждение.
Корпус 12 электродвигателя изготовлен из стальной трубы. Внутри него
винтами закреплены два стальных полюса 14 с катушками обмотки 13
статора. Одна (сериесная) катушка 4 (рис. 334) включена последовательно
с обмоткой якоря, а другая (шунтовая) 2 - параллельно ей. Кроме того,
имеется еще одна катушка - тормозная 3, размещенная вместе с сериесной
на одном полюсе. Она включается только при выключении электродвигателя,
создает магнитный поток, направленный навстречу потоку сериесной катушки
и, таким образом, обеспечивает быструю остановку якоря.
Пазы якоря - спиральные, а коллектор расположен со стороны задней
крышки. Осевое перемещение вала 10 (см. рис. 333) якоря устраняется с
помощью нейлонового подпятника 11 с пружиной. Червяк редуктора -
двухзаходный, а передаточное отношение - 34: 1.
Кривошип 9 приклепан к оси 8 шестерни, а крутящий момент от шестерни к
оси передается через стальной штампованный кулачок 5.
Между шестерней и картером редуктора установлена одна стальная шайба, а
между картером и кривошипом помещены одна текстолитовая, две стальных и
волнистая стальная шайба.
Включатель электродвигателя состоит из толкателя 3 с контактным диском 4
и двух контактов, приклепанных к панели 2. Контактный диск пружиной
прижимается к контактам и замыкает их. Когда кулачок 5 нажимает на
толкатель, то контактный диск отодвигается и размыкает контакты.
Реле стеклоочистителя (рис. 335) служит для получения
прерывистой работы стеклоочистителя. Оно установлено под панелью
приборов с левой стороны.
Реле имеет эластичный пластмассовый кожух и гетинаксовое основание, к
которому приклепан сердечник 3 с обмоткой и ярмом 4 электромагнита. К
ярму с одной стороны винтом прикреплена пластмассовая опора с двумя
парами неподвижных контактов, а с другой стороны на ярме качается якорь
2. Токонесущая пластина якоря замыкает верхнюю или нижнюю пару
контактов. Пружина оттягивает якорь от сердечника, и поэтому верхняя
пара контактов является нормально замкнутой, а нижняя - нормально
paзомкнутой.
Рис. 335. Электрическая схема реле РС514
Обозначение цвета проводов: Г - голубой; ГБ- голубой с белыми полосами;
Ж - желтый; К - красный
На основании закреплен также прерыватель 1, имеющий
биметаллическую пластину с обмоткой из нихромовой проволоки. Под
основанием установлен резистор 5, предназначенный для уменьшё ния
искрения между контактами прерывателя.