поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Производим обмен текстовыми ссылками
Статистика
Электродвигатель отопителя, прикуриватель
Устройство и принцип работы
На автомобилях установлен электродвигатель отопителя типа МЭ-240
постоянного тока с последовательным возбуждением.
С 1975 г. на части автомобилей устанавливается электродвигатель МЭ-255 с
возбуждением от постоянных магнитов. Он унифицирован с электродвигателем
МЭ-241 стеклоочистителя. Поэтому методы его разборки и ремонта такие же,
как у электродвигателя МЭ-241.
Электродвигатель МЭ-240 (рис. 337) состоит из корпуса 7, двух крышек 5 и
12 якоря 9. В корпусе, отлитом из алюминиевого сплава, залит сердечник 8
статора, набранный из стальных пластин. Между нижней крышкой и корпусом
зажимается гетинаксовая траверса 6 со щеткодержателями, в которых
установлены щетки 1.
Якорь имеет сердечник, набранный из пластин электротехнической стали, в
пазы которого уложена волновая обмотка. Коллектор 4 напрессовывается на
нижний конец вала, а на верхнем (выходном) конце устанавливается
пластмассовая крыльчатка. Она имеет стальную цанговую ступицу, которая
плотно обжимает вал после навинчивания на нее специальной гайки.
Вал 11 якоря вращается в двух металлокерамических вкладышах 2, которые
удерживаются пружинными шайбами, зачеканенными в крышках. Наружная
сферическая поверхность вкладышей окружена войлочными кольцами 3.
Вкладыши и войлок пропитаны маслом.
Осевой свободный ход вала якоря регулируется подбором шайб на валу
якоря. Он должен быть в пределах 0,1-0,5 мм.
Для включения электродвигателя отопителя и изменения режима его работы
применяется переключатель 9 типа ВК-408 (рис. 338), который крепится в
отверстии облицовки панели приборов пружинными держателями. Чтобы вынуть
переключатель, необходимо потянуть его на себя и преодолеть усилие этих
держателей. Переключатель должен устанавливаться на автомобиле так,
чтобы его омедненный штекер находился вверху. К этому штекеру
присоединяется голубой провод с черной полосой от электродвигателя
отопителя.
Рис. 337. Электродвигатель МЭ-240
При включении в цепь питания электродвигателя
дополнительного резистора 10 вал якоря вращается с уменьшенной частотой
(2200 об/мин). Тип резистора - СЭ328. Он крепится двумя винтами в кожухе
вентилятора отопителя.
Величина сопротивления резистора - 1 Ом при 20°С, а максимальная сила
тока через него - 4,5 А.
С электродвигателем МЭ-255 должен применяться
дополнительный резистор СЭ332, имеющий сопротивление 1,5 Ом при 20°С, но
допускается применение и резистора СЭ328.
Ремонт
Неисправный электродвигатель рекомендуется, как правило, заменять.
Единственно возможный ремонт - это пайка оборванных выводов обмотки
статора и зачистка коллектора.
Для разборки электродвигателя необходимо отвернуть винты 10 (см. рис.
337), отсоединить корпус от крышек и вынуть из корпуса якорь. После
разборки продуть детали электродвигателя сжатым воздухом для удаления
отложившейся угольной пыли и проверить их состояние.
Заедание щеток в щеткодержателе не допускается, а давление пружин должно
быть достаточным. Не допускаются чрезмерный износ и обгорание
коллектора. Коллектор можно зачистить мелкозернистой шлифовальной
шкуркой, а затем протереть чистой тряпкой, слегка смазанной чистым
техническим вазелином. Проверить, нет ли следов заедания на шейках вала
якоря.
При сборке необходимо отводить щетки от коллектора, чтобы не поломать их
и не повредить их кромок.
После сборки электродвигателя и установки вентилятора необходимо
убедиться, что якорь вращается свободно. Во всяком случае,
целесообразно, прежде чем установить электродвигатель на автомобиль,
проверить работу на стенде,
Прикуриватель
Прикуриватель типа ПТ-10 устанавливается на кронштейне под панелью
приборов. Кронштейн зажимается гайкой 2 (рис. 339) между корпусом 7 и
светорассеивающим ободком. 5. На корпусе закреплен колпачок 4, в котором
установлен патрон 3 с лампой А12-4 для освещения гнезда прикуривателя.
Свет от лампы через отверстие в корпусе попадает в кольцевое
пространство между корпусом и патроном 1 и светорассеивающий
пластмассовый ободок светится. оранжевым светом. Чтобы снять колпачок
(для замены лампы), следует сдавить его стенки и вынуть из пазов
корпуса.
Рис. 339. Прикуриватель ПТ-10
С задней стороны патрона 1 прикуривателя гайкой
закреплен керамический изолятор с биметаллической пружинной скобой //. С
передней стороны в патрон вставляется стакан 10 с нагревательным
элементом 9. Нагревательный элемент представляет собой спираль из
специального сплава. Наружный конец спирали соединен с чашкой 8, а
внутренний- с корпусом прикуривателя.
При нажатии на ручку 6 чашка 8 защемляется между лапками биметаллической
скобы 11 и удерживается в этом положении. Ток от источника тока
подводится к биметаллической скобе и замыкается на массу через чашку 8 и
нагревательный элемент. Нагревательный элемент раскаляется,
биметаллическая скоба также нагревается и ее лапки расходятся,
освобождая чашку 8. Под действием пружины нагревательный элемент, а
вместе с ним и ручка возвращаются в исходное положение сигнализируя, что
прикуриватель готов к использованию.
Прикуриватель потребляет ток до 10 А. Сопротивление нагревательного
элемента <1,32-1,40 Ом. Неисправный прикуриватель ремонту не подлежит и
его необходимо заменять новым. Если перегорел нагревательный элемент, то
можно заменить стакан с нагревательным элементом.