Минальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре
электролита 25 °С начале разряда, А ч .......55
разрядная сила тока при 20-часовом режиме разряда, А.....2,75
зарядная сила тока при стартерном режиме и температуре электрода минус
18 °С, А..............255
Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние
На автомобилях, выходящих с завода, установлены аккумуляторные батареи
залитые электролитом и заряженные.
В запасные части батареи поступают без электролита, сухо-заряженные. Для
приведения такой батареи в рабочее состояние необходимо отвернуть пробки
и, в зависимости от конструкции батареи, удалить уплотнения пробок или
срезать с пробок вентиляционные выступы. Затем залить в батарею
электролит с температурой от 15 до 25 °С.
Плотность заливаемого электролита (приведенная к 25 °С) должна быть
1,27-1,29 г/см3 для районов с умеренным климатом и 1,22-1,24 г/см3 для
тропиков. Выдержите батарею два часа, чтобы пластины и сепараторы
пропитались электролитом, затем проверьте напряжение батареи без
нагрузки и плотность электролита.
После заливки электролита плотность его несколько уменьшается в результате
взаимодействия с активной массой пластин. Если плотность понизилась не
более чем на 0,03 г/см* и напряжение батареи больше 12 В, то батарея
готова к работе. Если напряжение 10-12 В и плотность понизилась больше,
чем на 0,03 г/см3, то батарею следует подзарядить током 2-3 А в течение
24 ч. Если после подзарядки напряжение останется меньше 12 В, то батарея
непригодна для эксплуатации.
В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в
батарее неизбежно понизится. Поэтому, прежде чем устанавливать батарею
на автомобиль, необходимо довести уровень до нормы, доливая электролит
той же плотности, что и в начале заливки.
При заряде батареи необходимо периодически проверять температуру
электролита и не допускать ее увеличения выше 40 °С. Если температура
достигнет 40 °С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или
прервать заряд и охладить батарею до 27 °С.
Заряд прекращается, когда начнется обильное выделение газа во всех
элементах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение
последних 2-3 часов заряда будут оставаться постоянными.
Заряд после заливки электролита следует производить обязательно, если:
- батарея не использовалась в течение 24 часов после заливки в нее
электролита;
- первоначальная эксплуатация батареи будет происходить при тяжелых
условиях; в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т. д.;
- батарея хранилась более 6 месяцев с даты выпуска.
Проверка уровня электролита
Уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки
сепараторов или предохранительного щитка и не подниматься выше нижнего
края заливной горловины 5 (рис. 7-3).
При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так
как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня
электролита доливайте только дистиллированную воду.
Если точно установлено, что причиной низкого уровня являйся
выплескивание, то доливайте электролит той же плотности, что и
оставшийся в элементе батареи.
В, Если уровень выше нормы, то отберите электролит резиновой грушей с
эбонитовым наконечником.
Для определения степени разряженности батареи измеряется плотность
электролита автомобильным ареометром.
Если батарея разряжена на 50% и более, то снимите ее с автомобиля и
подзарядите.
Во время измерения плотности следите за тем, чтобы на поверхность
батареи, на кузов и другие детали с пипетки не падали капли электролита,
содержащие серную кислоту, которая вызывает коррозию, утечку тока и т.
д.
Плотность электролита зависит от температуры. С изменением ее на каждые
15 °С плотность изменяется приблизительно на 0,01 г/см3. Поэтому, если
температура электролита выше или ниже 25 °С, то прибавьте к показанию
ареометра или отнимите от него температурную поправку:
Температура электролита, °С Поправка, г/см3
от - 40 до - 26..........- 0,04
от - 25 до - 11..........- 0,03
от - 10 до + 4..........- 0,02
от + 5 до + 19..........- 0,01
от + 20 до + 30..........0,00
от + 31 до + 45..........+ 0,01
Чтобы не получить ошибочных результатов, не замеряйте плотность
электролита:
- если его уровень не соответствует норме;
- если электролит слишком горячий или холодный; оптимальная температура
электролита при измерении плотности 15-25 °С;
. - после доливки дистиллированной воды; следует выждать, пока
электролит перемещается; если батарея разряжена, то для этого может
потребоваться даже несколько часов;
- после нескольких включений стартера; следует выждать, пока установится
равномерная плотность электролита в элементе батареи;
- при "кипящем" электролите; следует переждать, пока пузырьки в
электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.
Если плотность электролита слишком низкая (менее '.22 г/см3) и
одновременно наблюдается сильный нагрев батареи в эксплуатации (более,
чем на 10 °С выше температуры окружающей среды) или плотность
электролита в различных элементах батареи отличается более чем на 0,2
г/см.3, то в этих случаях П0дзарядите батарею током 2-3 А в течение 24
ч. Если после подзарядки напряжение батареи будет меньше 12 В, то она
непригодна к эксплуатации.
Если при измерении плотности электролита обнаружится, Чт° она чрезмерно
высокая (1,3 г/см3 и выше), то доведите ее до нормы, как указано ниже.
Заряд аккумуляторной батареи
Снятую с автомобиля батарею аккуратно очистите, особенно е верхнюю
часть, и проверьте уровень электролита.
Батарея заряжается силой тока 5,5 А в продолжение нескольких часов, пока
напряжение не станет постоянным, а плотность электролита неизменной.
В конце заряда плотность электролита иногда отличается от нормы. В этом
случае доведите ее до рекомендуемой величины.
При повышенной плотности отберите часть электролита из элемента, долейте
дистиллированной воды, выждите, пока электролит перемешается, и снова
замерьте плотность.
Если плотность электролита ниже нормы, то отобрав его из элемента,
долейте электролит повышенной плотности (1,40 г/см3) После корректировки
плотности электролита продолжите зарядку батареи еще в течение 30 мин
для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин
замерьте его уровень во всех элементах. Если уровень электролита
окажется ниже нормы, то долейте электролит с плотностью, соответствующей
данному климатическому району (см. табл. 7-3). Если уровень электролита
выше нормы - отберите его избыток резиновой грушей.