По объему проводимых работ принято различать три вида конверсии.
Полная конверсия практически означает создание нового двигателя с
использованием основных деталей и узлов базового мотора. Средняя
конверсия предусматривает создание всех необходимых дополнительных узлов
и деталей, позволяющих использовать автомобильный двигатель на катере в
таких условиях, которые обеспечивают ему максимальный срок службы. При
этом достигаются максимальные значения таких характеристик, как
экономичность установки (с учетом КПД валопровода и винта), надежность,
удобство компоновки, управления, обслуживания и ремонта и, кроме того,
минимальная удельная масса установки.
Такая конверсия выполняется обычно в условиях массового производства.
При средней конверсии существенной переделке подвергается система
охлаждения за счет установки водо-водяного и водомасляного
холодильников, насоса забортной воды и полностью охлаждаемого выпускного
коллектора. Вместо сцепления и коробки передач устанавливают
реверс-редуктор для переключения ходов с помощью одной рукоятки,
понижающий редуктор которого позволяет получить оптимальный КПД.
В случае, когда невозможно выполнить все мероприятия, характерные для
средней конверсии, осуществляют малую конверсию. Способы проведения
малой конверсии можно разделить на две группы. К первой группе относятся
способы, при которых моторесурс, экономичность и надежность установки
получаются такие, как при средней конверсии, но ухудшаются удельная
масса установки, удобство размещения, управления и обслуживания. При
такой конверсии сохраняется двухконтурная система охлаждения, но насос
забортной воды может быть несамовсасывающим, что усложнит обслуживание
двигателя. В качестве реверсредуктора используется редуктор,
переделанный из коробки передач, Он обеспечивает передаточное отношение,
близкое к требуемому для повышения КПД винта, и имеет достаточный
ресурс, но большую массу и габариты, а также менее удобен с точки зрения
монтажа и управления, поскольку при переключении ходов необходимо
выключать сцепление,
Ко второй группе можно отнести такие упрошенные способы малой конверсии,
которые приводят к ухудшению большинства характеристик, прежде всего
моторесурса, надежности и экономичности. Примером может служить
охлаждение двигателя забортной водой, что снижает его экономичность и
моторесурс, или применение в качестве реверсредуктора штатной коробки
передач без переделок, что при прямой передаче ухудшает экономичность
установки вследствие низкого КПД гребного винта, а при понижающей
передаче ухудшает надежность работы, так как штатная коробка не может
длительное время работать на понижающих передачах.
Ниже будут рассмотрены способы и конструктивные решения отдельных
элементов конверсии, которые могут быть отнесены к первой группе
способов малой конверсии. Заметим, что малая конверсия , как правило,
нецелесообразна, так как объем работ, проводимых при этом, все равно
достаточно велик, а основные характеристики двигательной установки
получаются невысокие.