Схемы электрооборудования катера в основном базируются на
схемах базовых автомобильных двигателей. Основное отличие их связано с
невозможностью применения однопроводной схемы, принятой в
автомобилестроении. Кроме того, отсутствие металлического кузова и
повышенная влажность вызывают необходимость в дополнительных мерах по
обеспечению пожарной безопасности, а также надежного подавления
радиопомех от высоковольтной части системы зажигания.
Электрическую схему катера можно разбить на ряд отдельных систем по
функциональному признаку.
1. Система зажигания, выполняемая на базе штатной системы автомобиля,
двигатель которого используется на катере.
2. Система электропитания, также выполняемая на базе автомобильной
системы и зависящая от применяемых генератора и аккумуляторной батареи.
В настоящее время наиболее распространена схема с генератором
переменного тока; она обеспечивает большую стабильность напряжения в
сети, большую мощность, а следовательно, больший срок службы
электрооборудования и позволяет эксплуатировать двигатель с
аккумуляторной батареей большой емкости, что важно для туристских
катеров.
3. Система контроля за работой двигателя и системой электропитания,
включающая измерители давления масла, а также сигнализаторы минимально
допустимого давления, измерители температуры охлаждающей жидкости и
масла, тахометры для измерения частоты .вращения двигателя, амперметры
для -контроля работы генератора н сигнальную лампочку, предупреждающую о
разряде батарей.
Давление масла можно измерять как штатными автомобильными приборами,
применяемыми на автомобилях "Волга", "Москвич", "Жигули", так и
потенциометрическими датчиками типов ДМП, МДТ, работающими в паре с
любым миллиамперметром чувствительностью до 10 мА на всю шкалу. Точность
датчиков составляет 1-5% (в отличие от автомобильных, имеющих точность
около 30%).
Для контроля давления целесообразно установить обычный стрелочный
манометр непосредственно на блоке двигателя. Для этого изготавливают
штуцер-переходник, который подсоединяют к масляной магистрали после
холодильника масла и полнопроточного фильтра.
Температуру масла измеряют путем установки датчика температуры в
отверстие, просверленное в боковой стенке поддона картера двигателя. В
качестве датчика лучше всего использовать датчик температуры воды типа
ТМ-100, чувствительным элементом которого является терморезистор.
Индикатором служит стандартный электромагнитный прибор УК-105. В
качестве датчика можно использовать приборы ТМЗ термобиметаллического
типа, работающие в паре с указателем УК. Для непосредственного
наблюдения за температурой можно использовать прибор КТ-100, обладающий
высокой точностью, не требующий электропитания и надежный в работе.
Контроль зарядного тока обычно осуществляется штатным прибором типа АП.
В качестве амперметра можно использовать любой электромагнитный прибор с
нулем в середине шкалы, для этого необходим шунт, с помощью которого
уменьшается ток через прибор. Для туристских катеров, где электроэнергия
интенсивно расходуется во время стоянок, целесообразно использовать для
контроля напряжения в сети вольтметр, укрепив его в пульте управления.
Частоту вращения двигателя можно контролировать тахометром от автомобиля
"КамАЗ", состоящим из датчика МЭ-305 и указателя ТХ-170. Однако в связи
со сложностью механического присоединения датчика большее применение
находят электронные тахометры,, работающие по принципу счетчика
импульсов, применяемые на автомобилях ВАЗ.
На рис. 44 дана схема электронного тахометра, предложенная Г. И.
Заенчковским [30]. В качестве измерительного прибора использован обычный
электромагнитный прибор чувствительностью не менее 200 мкА. Прибор имеет
малую погрешность, надежен в работе и достаточно защищен от помех. На
вход прибора подается сигнал с первичной обмотки катушки зажигания. Для
этого один конец - заземленный - присоединяется к "минусу" бортовой
сети, а второй - к клемме ВК катушки зажигания.
Осветительное оборудование делится на внутреннее и наружное. К
наружному предъявляются требования герметичности и достаточной
механической прочности, к ходовым огням - добавочное требование
обеспечения дальности видимости и необходимого угла в горизонтальной
плоскости в соответствии с правилами плавания.
Предохранителями служат блоки плавких предохранителей автомобильного
типа, а также термобиметаллические предохранители автомобильные и
авиационные типа АЗС н АЗР (при включении последних необходимо строго
соблюдать обозначенную на выводах полярность). В качестве выключателей
можно использовать выключатели типа тумблеров марок ТП 1-2, П2Т-1 на ток
до 6 А и марок ПП-45, ГШ-45М, 2ППН-45 на ток 35 А. Возможно применение и
другой арматуры для напряжения не ниже 28 В в защищенном исполнении.
Тумблеры первой группы крепятся в отверстиях панелей диаметром 12,5 мм,
тумблеры второй группы - двумя винтами М4 е расстоянием между ними 46
мм. Диаметр отверстия под рычажок тумблера - не менее 11 мм при толщине
панели не более 4 мм.
Наружные световые приборы - ходовые огни, импульсные лампы-отмашки
должны иметь максимальную светоотдачу в нужном направлении при
минимальной мощности источников света. Для этого применяются специальные
светосильные линзы Френеля. Профиль линзы - ступенчатый, позволяющий при
большой светосиле сохранить умеренную толщину линзы. На рис. 45
представлен чертеж цилиндрической линзы, пригодной для использования в
качестве ходовых огней.
Необходимый сектор освещения ограничивают путем установки внутри
линзы или снаружи щитка из тонкого листового металла.
Для изготовления стекол к импульсным лампам-отмашкам можно
воспользоваться тем же чертежом. Если мощность лампы недостаточна, то
линзу можно сделать плоской, при этом форма сечения линзы будет
образована путем вращения профиля (см. рис. 45) не вокруг оси 00, а
вокруг оси АА.
Еще большую светосилу при меньших габарита^ дает комбинация
цилиндрической линзы Френеля с кольцевой бипризмой Френеля.
/Для движения в темное время суток может служить фара-прожектор в
стандартном корпусе. Поскольку дифферент катера при движении в различных
режимах значительно изменяется, фара должна быть установлена на
подвижном основании. На рис. 46 дан чертеж сферической опоры для
фары-прожектора. В качестве источника света лучше использовать
галогенные лампы, в том числе от кинопроектора "Русь". Питание
импульсной лампы отмашки может быть осуществлено по схеме, изображенной
на рис. 47. Источником света служит стандартная газоразрядная лампа
ИФК-120 от лампы вспышкн, применяемой в фотографии.
Питание осуществляется от 12-вольтового аккумулятора. Постоянное
напряжение 12 В преобразуется 6 переменное мультивибратором на
транзисторах П201. Переменное напряжение повышается трансформатором до
300 В и выпрямляется мостом, выполненным на диодах Д7-Ж. Этим
напряжением заряжается конденсатор емкостью 300-800 мкФ, питающий
газоразрядную лампу. "Поджигающий" импульс формируется тиратроном ТГ-02
или газоразрядной лампой МТХ-90 н импульсным трансформатором ТР-2,
представляющим собой ферритовый стержень диаметром 6-10 мм и длиной
60-80 мм, на который намотаны две обмотки. Высоковольтная состоит из
2-2,5 тыс. витков провода ПЭЛИЮ-0,15, а низковольтная из 8-10-витков
провода ГГЭВ-0,3.
В качестве силового трансформатора Тр1 можно использовать любой
трансформатор, рассчитанный на мощность до 20-30 Вт и имеющий две
12-вольтовые, две 5-вольтовые н одну 300-вольтовую обмотку. Ток,
потребляемый схемой,- не более 2 А, частота импульсов 0,5-1,0 Гц.
Если на катере применен генератор постоянного тока, то необходимо
сохранить реле включения (типа РС-502), которое автоматически отключает
стартер после пуска двигателя. Это особенно целесообразно при
значительном отдалении поста управления от двигателя и хорошей
звукоизоляции, когда мотористу трудно определить момент запуска и
вовремя выключить стартер.
Схемы, работающие с генератором переменного тока, таких блокировок не
имеют. Поэтому для них целесообразно в дополнение к амперметру применять
лампу контроля заряда аккумулятора совместно с реле РС-702. Поскольку
генераторы переменного тока развивают достаточное напряжение даже на
холостом ходу двигателя, контрольная лампа гаснет сразу при запуске,
указывая на необходимость выключения стартера.
Все элементы электрической сети соединены по двухпроводной схеме
проводом марки ПГВА (провод гибкий в полихлорвиниловой изоляции,
автомобильный) или ЛПРГС. Провода марки ПГВА имеют различную расцветку,
а в наружной оплетке провода ЛПРГС содержатся цветные нити. Все это
позволяет при монтаже и выявлении неисправностей различать провода на
всем протяжении в оплетоном пучке. Минимальное сечение электропроводки
0,5-1,0 мм2; провода с таким сечением предназначены для соединения
контрольных приборов с датчиками и для ламп внутреннего освещения.
Ходовые огни с лампами мощностью 6-15 Вт лучше подсоединять проводами
сечением 1,5-2 мм2, а для фары-прожектора мощностью 60-100 Вт
использовать провод сечением не менее 6 мм2. Если длина проводов более
2- 3 м, сечение их желательно увеличить. Аккумулятор со стартером
соединен двумя специальными многожильными проводами с поперечным
сечением не менее 40 мм2, так как ток, потребляемый стартером, может
превышать 150-200 А.
Повышенная влажность иа катере приводит к уменьшению сопротивления
изоляции проводки, клеммной аппаратуры, потребителей тока, выключателей
и т. д. В результате появляется ток утечки, приводящий к разряду
батареи. Чтобы предотвратить это, необходимо установить общий
выключатель для всех потребителей - например, автомобильный выключатель
ВК-318, любой выключатель типа рубильника на ток не менее 150-100 А или
трехфазный пакетник с соединенными параллельно фазными выключателями.
Такой выключатель необходимо разместить в непосредственной близости к
аккумулятору, желательно на стенке машинного отсека, с выводом рукоятки
выключения в пассажирское помещение.