Теплый, солнечный выпал день. Ветерок с моря гонит светлую рябь.
Жаль, яхты еще на берегу! Конечно, "Оптимист" можно было бы спустить на
воду и сегодня, но только у Жореса Ивановича на этот счет другое мнение.
Вытащили швертбот и все его снабжение на берег - возле клубной мачты,
поставили на кильблок.
- Давайте вооружим судно и будем плавать пока на суше. Парус у нас уже
пришнурован к мачте и гику, остается вставить мачту через пяртнерс в
степс. С вооружением "Оптимиста" забот немного! Но, прежде чем ставить
парус, нужно определить откуда дует ветер. На воде вооружать швертбот
следует, когда он стоит носом против ветра - в левентик, иначе парус
раньше времени наполнится ветром и может либо сбросить вас в воду, либо
навалить лодку на берег.
Итак, поставим швертбот носом к ветру. Парус свободно полощется, как
флаг. Теперь немного развернем лодку, чтобы ветер дул не прямо в нос, а
чуть с левого борта - в левую скулу. Такой курс относительно ветра, как
вы знаете, будет называться бейдевинд. Рулевой, ему сидеть нужно ближе к
левому - наветренному, борту, чтобы откренивать швертбот, выбирает
слабину гика-шкота.
Видите, парус забрал ветер и встал по правому борту. Ветер дует слева,
значит мы "идем" в бейдевинд левым галсом.
Попробуем слегка потравить шкот. Парус ушел под ветер. Часть паруса у
мачты заполоскала -перестала работать. Если бы такое случилось во время
гонок, соперник сразу же ушел бы от нас вперед
- ведь мы потеряли ход! Но нельзя и излишне туго выбирать шкот: при этом
тяга паруса уменьшится, а лодка получит сильный крен.
На курсе бейдевинд, как, впрочем, и на любом другом, рулевой должен быть
очень внимательным, надо все время чувствовать направление ветра и его
изменения. Хорошо, что на топе мачты нашего швертбота закреплен
небольшой флажок - вымпел из легкого батиста: он помогает определить
направление ветра. В крутой бейдевинд ветер должен обдувать парус под
углом примерно 20°; при этом парус развивает максимальную тягу.
Сейчас, пока швертбот неподвижен, направление вымпельного ветра
совпадает с направлением истинного. На воде, когда швертбот имеет ход,
вымпел развернется ближе к ДП лодки. Соответственно придется еще немного
подобрать шкоты.
Вернемся, однако, к нашему положению сейчас: швертбот с заполаскивающим
парусом потерял ход. Что должен предпринять рулевой? Не стоит сразу
выбирать парус втугую - скорости это нисколько не прибавит. Лучше
отклониться от острого курса - увалиться под ветер, а когда парус вновь
заработает и лодка наберет ход, можно будет возвращаться на прежний курс
- приводиться. Для этого плавно и ненамного кладем руль на левый борт и
одновременно подбираем шкот, чтобы парус продолжал работать, не
заполаскивая.
Кстати, напомним: лодка поворачивает в ту сторону, в которую отклоняют
перо руля. Все команды подают, называя борт, в сторону которого должен
пойти нос лодки. Например, если я скомандую: "Лево на борт!", нужно
направить нос лодки влево, а чтобы перо руля отклонилось налево, румпель
повернуть вправо.
В море ветер, особенно, если он слабый, редко дует в постоянном
направлении. Поэтому во время гонки надо уметь использовать каждый заход
ветра, чтобы хоть недолго, но пройти круче - выиграть высоту, как
говорят яхтсмены. Смысл этого выражения будет понятен, если вернуться к
аналогии между парусом и крылом. При полетах на планере преимущество
имеет тот, кто первоначально взлетел выше. На парусных соревнованиях
выигрывают те, кто сумел оставить соперника под ветром. И неслучайно
поворотные знаки на гоночной дистанции называют: тот, к которому нужно
идти, поднимаясь против ветра, верхним, а противоположный, к которому
спускаются по ветру, - нижним.
Лавировка - "Оптимист" идет на верхний знак в
бейдевинд, меняя галсы. Выполнение поворота оверштаг.
Стремясь выиграть высоту, нельзя забывать, что слишком круто к ветру
ни одно парусное судно ходить не может: оно при этом не только теряет
ход, но и получает сильный дрейф - его быстро сносит с заданного курса.
В том-то и заключается искусство рулевого, чтобы в каждом случае, на
каждом колене дистанции и при любом заходе ветра находить положение, при
котором парус работает наиболее эффективно, а судно идет кратчайшим
путем на знак. Здесь нужен опыт, но одно правило запомните сразу. Лучше
шкоты перетравить, чем перебрать: парус должен работать где-то на
границе заполаскивания у передней шкаторины.
И еще одно простое правило: гик должен делить угол между направлением
вымпельного ветра и ДП лодки примерно пополам.
Очень крутым бейдевиндом чаще всего ходят на лавировке. Это когда
генеральный курс, т. е. направление по прямой к заданной цели, идет как
раз против ветра. Понятно, что чем круче идет судно к ветру, тем меньше
ему придется делать галсов, тем короче фактический путь до цели.
При лавировке судно попеременно идет то левым, то правым галсом, делая
повороты носом против ветра - оверштаг. Угол между прежним курсом и
новым обуславливается лавировочными качествами яхты, т. е. ее
способностью идти против ветра. Величина лавирочного угла определяется
конструктивными особенностями яхты, но во многом она зависит и от
гонщика. Неправильно поставленный парус, излишние движения рулем - все
это так или иначе отражается на лавировочных качествах судна.
Здесь, на земле, понять, как следует делать поворот оверштаг, довольно
сложно. Поворот совершается в движении - благодаря инерции, которую
набрал швертбот на предыдущем галсе, так как когда судно приводится на
ветер и проходит положение левентик, оно неизбежно теряет ход - ведь
парус не работает, а встречный ветер только тормозит. Поэтому поворот
оверштаг всегда нужно делать в хорошем темпе.
Если лодка шла до этого в крутой бейдевинд, то сначала надо слегка
увалиться, чтобы набрать побольше хода. Руль в момент поворота быстро,
но плавно перекладывается на ветер. Больше чем на 40° перекладывать руль
не стоит - поворот от этого быстрее не станет, зато потеряете много
хода. Когда нос швертбота перевалит через линию ветра, нужно пропустить
гик над головой и пересесть на наветренный борт. Шкот берите в ту руку,
которой прежде держали румпель, а румпель - той, в которой был шкот.
Руль нужно плавно переложить в нейтральное положение. Если нос лодки
слишком быстро катится под ветер, легким движением румпеля в наветренную
сторону следует одержать швертбот на нужном курсе.
Потренируйтесь по очереди. Двое будут разворачивать швертбот, а рулевой
выполнять маневр. Все правильно! Только после поворота нельзя так круто
ставить швертбот к ветру. Есть риск, что он против вашего желания
сделает новый поворот в обратную сторону или приобретет задний ход, все
придется начинать сначала.
Выполнение поворота фордевинд.
После поворота пройдите чуть увалистее, обязательно наберите ход, а
потом уже ложитесь на крутой курс. Внимание! Рулевой ухитрился после
смены галса сесть спиной к носу. Это никуда не годится: так вы сразу
потеряете ориентировку и упустите ветер. Рулевой при любом маневре
должен смотреть вперед!
Теперь поставьте швертбот так, чтобы ветер дул ему с кормы примерно под
30е. Это курс бакштаг. Попробуйте правильно поставить парус относительно
вымпельного ветра. Помните: гик должен делить угол между его
направлением и ДП пополам.
Другое правило на полных курсах: задняя шкаторина должна слегка
"заигрывать".
Попробуем теперь переменить галс - сделать поворот, следуя полным
курсом. Можно, конечно, привестись и сделать уже знакомый нам поворот
оверштаг. Однако в данном случае гораздо быстрее, почти без потери хода,
можно повернуть, пересекая направление ветра не носом, а кормой. В этом
и заключается смысл поворота фордевинд или через фордевинд.
Последовательность действий рулевого при повороте фордевинд такая.
Сначала уваливаемся на чисто попутный относительно ветра курс -
фордевинд и пересаживаемся на середину - в ДП лодки. Одновременно
выбираем гика-шкот. Теперь малейшего движения руля достаточно, чтобы,
получив ветер с другой стороны, парус стремительно перебросился на
противоположный борт. Потравливаем гика-шкот, ложимся на нужный курс.
В свежий ветер такой маневр не лишен риска - можно опрокинуть швертбот,
поэтому выполнять его следует с должным вниманием. Перед переходом на
другой галс гика-шкот нужно выбрать втугую, чтобы ослабить рывок при
перебрасывании гика с борта на борт. Надо очень плавно перекладывать
руль и сразу же травить шкот, чтобы лодку резко не привело к ветру; в
случае необходимости придется движение к ветру задержать рулем. Только
убедившись, что все в порядке, можно подбирать шкот и ложиться на нужный
курс.
Проделайте несколько раз этот маневр. Здесь, на суше, опасности
опрокинуться нет, нужно только остерегаться, чтобы не попало гиком по
голове!